Тусклый свет в конце евротоннеля? Ч III
Таким образом, Евросоюз отчетливо разделился на сохраняющее еврооптимизм ядро во главе с Германией и Францией и тех, кто предпочитает постоять в сторонке, наблюдая, чем закончится нынешний еврокризис.
Для этого, однако, важно понять причины происходящего. Они – тут можно отчасти согласиться с Вацлавом Клаусом – лежат в политической области. Вводя на рубеже тысячелетий евро, европейские лидеры не позаботились о балансе полномочий: эмиссия единой валюты и основные инструменты банковской политики были переданы европейскому центробанку, в то время как параметры финансовой и налоговой политики отдельные страны еврозоны по-прежнему определяли самостоятельно. Отсюда в конечном итоге и произросли греческие «чудеса» с экономической статистикой, приукрашенной в свое время Афинами ради принятия в еврозону.
Политические же институты, такие как Еврокомиссия и Европарламент, и по сей день остаются неадекватными требованиям интеграции. О том, что эти учреждения не слишком популярны и далеки от избирателей, в Европе говорят годами. Но ситуация меняется крайне медленно в силу громоздкости механизмов ЕС, созданных по принципу «и невинность соблюсти, и капитал приобрести», а именно – продвигая экономическую евроинтеграцию, как можно меньше задевать самолюбие национальных правительств. Политика и экономика вошли в евросоюзовском проекте в капитальное противоречие – и это противоречие приняло вид нынешнего кризиса.
Крах еврозоны, не говоря уже о проекте ЕС в целом, вряд ли произойдет – слишком много в него вложено средств, политических амбиций и интеллектуальных усилий. Но облик Европы в результате нынешнего кризиса может измениться весьма заметно.
В «сухом остатке» на вечер вторника по еврозоне и евровалюте следующее.
Прежде всего, заметим: евро будет расти дальше, позитив из Европы накладывается на благоприятный экономический фон из США, что провоцирует рост аппетитов к риску.
Итак, во вторник рынки по сути стоят на месте. Цены на нефть, фондовые индексы находятся на текущий момент «в нуле», а евро-доллар застрял в районе выше отметки $1,3600.
Весь день рынки ждали голосования в Словакии по реформе фонда EFSF. Словакия – последняя, семнадцатая страна, одобрение которой необходимо, чтобы принятое 21 июля на саммите ЕС решение вступило в силу.
Проясним ситуацию: у правительства Словакии были проблемы с входящей в четырехпартийную правящую коалицию страны партией «Свобода и солидарность» (SaS), которая выдвинула премьеру неприемлемые условия в обмен на свое согласие проголосовать за реформу фонда.
Во вторник премьер-министр Радикова даже заявила, что голосование по EFSF будет связано с голосованием по вотуму доверия правительству.
Парламент Словакии отклонил ратификацию плана по расширению полномочий Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF); правительство премьер министра Иветы Радичовой получило вотум недоверия. То есть, положительного решения в Братиславе мы 11-го не дождались. Остается уповать на то, что проблема решится на этой неделе. Крупнейшая оппозиционная социал-демократическая партия проголосует за реформу фонда, если во вторник законопроект будет провален, сообщил лидер партии Роберт Фико.
Ситуация досадная и отчасти торпедирующая единство стран еврозоны. Откровенное политиканство, поразительно напоминающее дебаты в Палате представителей США, где республиканцы выпили не одно ведро крови из демократов, в процессе дебатов относительно «технического» подъема планки госдолга Америки.
За что, к слову, страна была лишена наивысшего кредитного рейтинга. Полагаю, «маленькую, но гордую Словакию» ожидает та же участь. Не считая высоковероятной обструкции со стороны остальных 16-ти членов еврозоны.
Что же касается ситуации в Греции, то 11 октября комиссия «Тройка» (состоящая из экспертов ЕС, МВФ и ЕЦБ) заявила, что «Греция сделала значительный прогресс» и «получит очередной транш помощи в начале ноября».
Так что и этот вопрос благополучно разрешился.
Остались еще какие-то проблемы в банковском секторе Еврозоны (вернее, даже слухи об этих проблемах). Но поскольку проблемный банк Dexia национализировали без особого шума то, видимо, ситуация здесь не будет ухудшаться. В конце концов, Саркози и Меркель обещали объявить до конца месяца о новых всеобъемлющих мерах, в которых что-то, видимо, будет касаться и вопроса рекапитализации банковской системы.
В целом же можно констатировать, что проблемы в Европе, о которых так много обычно говорит напуганная европресса, имеют свойства в определенный момент рассасываться как быстрорастворимый сахар-рафинад в стакане чая, поданного симпатичной проводницей фирменного поезда.
Очередное подтверждение тому, что долговой кризис в Еврозоне находится целиком под контролем и направлен на ускорение интеграционных процессов в Европе.
Очередной период шумихи вокруг развала Еврозоны в очередной раз пройден. Трудно даже вспомнить, сколько уже раундов «отпевания» еврозоны состоялось в последние годы.
Напомним, еще в 2005 году Еврозоне пророчили коллапс, в связи с тем, что Франция и Нидерланды провалили референдумы по Конституции ЕС. И ничего, с тех пор у ЕС появился и президент (Ван Ромпей), и парламент, все идет к единым бондам и единому бюджетно-налоговому пространству. Ну а пока евро, видимо, будет расти дальше, позитив из Европы накладывается на благоприятный экономический фон из США, где стартовал сезон корпоративной отчетности, что провоцирует рост аппетитов к риску.
На этой оптимистичной ноте можно и закончить.