Новая валютная система: без юаня не обойтись. ЧI
Audio: Новая валютная система: без юаня не обойтись. ЧI
Тему настоящего видеосюжета подсказала развернувшаяся на ветке «Валютный рынок в контексте» сайта Finance.ua оживленная дискуссия о судьбах мировой валютной системы.
В этом контексте нелишне напомнить, что о единой международной валютной системе страны смогли договориться только в Бреттон-Вуде в немирном 1944 году. Но хотя с 2008 г. слово «кризис» чаще всего упоминается в экономических докладах, никто всерьез не сравнивает нынешние долговые проблемы с настоящим кризисом глобального масштаба — II мировой войной, которая, собственно, и привела к подписанию Бреттон-Вудских соглашений. Параллель рискованная, однако, думаю, «не накаркаем».
Представляется, что будет в значительной мере «перебором» называть сегодняшние проблемы «мировым долговым кризисом» или «кризисом капитализма».
Ведь emerging markets во главе с азиатскими тоже переживают кризис. Не уверен, что можно считать полноценным кризисом и наличие значительного долгового бремени у потребителей, штатов и центрального правительства США, хотя, безусловно, у них есть определенные проблемы долгосрочного характера. Еврозона вызвала кризис собственноручно, собственной нерасторопностью, но и он, вероятнее всего уже прошел наиболее острую фазу, после того как ЕЦБ начал действовать в качестве кредитора последней инстанции.
Стало быть, уместно утверждать, что нет никакого «кризиса капитализма», хотя наличие серьезной проблемы низких этических стандартов слишком часто подрывает репутацию последнего.
По этой причине в течение ближайшего десятилетия не следует ждать возникновения новой международной валютной системы.
Договориться о ее создании будет практически невозможно, да и сегодня ни одно правительство всерьез не лоббирует принятие чего-либо подобного по масштабу Бреттон-Вудским соглашениям.
Полагаю, мир все еще приспосабливается к относительно новой и высококонкурентной среде, которую породила глобализация. Хотя на Западе ее последствия не всегда воспринимаются однозначно, уровень жизни многих людей там снижался по мере того, как условия для ведения бизнеса в мире становились все более равными. И все же она уже продемонстрировала, что несет больше достоинств, чем недостатков.
Чтобы убедиться в этом, достаточно просто обратиться к статистике, подтверждающей, сотни миллионов людей в развивающихся странах, которые жили за чертой бедности, за последние 10-20 лет перешли в средний класс.
Если новый Бреттон-Вуд в обозримой перспективе нам не светит, какой же в ближайшее десятилетие может выглядеть мировая валютная система?
Представляется, она будет мультивалютной, основных же резервных валют будет четыре, в соответствии с размером представляемых ими экономик, — доллар США, евро, японская иена и китайский юань. Натурально, все они не без изъянов — и врожденных (поскольку все это бумажные, «необеспеченные» валюты), и обусловленных текущими обстоятельствами.
Доллар, безусловно, пока что является самым влиятельным и ликвидным, но это валюта страны-должника, как, собственно, и евро; у Японии же, хоть и есть профицит торгового баланса, есть и гигантский долг, правда перед своими же гражданами. Юань — валюта страны-кредитора; но хотя коммунистические правители Китая сумели построить капиталистическую систему, реального интереса к демократии они пока не проявляют, и это не идет юаню на пользу.