Обращаю ваше внимание, что я постараюсь это сделать на максимально доступном простому человеку языке, поскольку не все депутаты закончили экономические ВУЗы, а мне очень хочется, чтобы даже депутат Гаврилюк понял, в чем заключается смысл предложенной Стратегии.
Более того, на Западе, куда мы так стремимся, цениться не то, что ты знаешь, а то что ты можешь поделиться этими знаниями с простыми людьми максимально интересным и понятным образом. Наверное, именно поэтому на Западе богатыми становятся не те, кто пишет мудреные трактаты, а те, кто делает серию книг «для чайников». В любом случае, моя цель, чтобы каждый простой человек понял, что было предложено авторами Стратегии.
Что конкретно предлагается авторами Стратегии развития банковской системы Украины на 2016-2020 года
Основным посылом Стратегии есть то, что финансовая политика Правительства Украины и руководства Национального банка страны должны быть дополнением общей экономической политики. Нам надо отойти от практики, когда действия НБУ и Правительства продиктованы сиюминутными политическими мотивами, а не объективными экономическими потребностями страны. Все действия должны быть направлены исключительно на стимулирование кредитования и кардинальное удешевление стоимости кредитов для отраслей с достаточным уровнем технологий и степенью добавленной стоимости. Короче говоря, дешевые кредиты должны получать не спекулянты, а производители высокотехнологической продукции, причем данная продукция не должна быть моральноустаревшей, а должна конкурировать с европейскими аналогами и стоимость таких кредитов не должна превышать 5-7 процентов годовых.
Среди множества других мер Стратегия предполагает срочное создание Единого государственного реестра заемщиков Украины. Вдумайтесь, в Украине созданы и функционируют множество так называемых частных кредитных бюро, которые собирают информацию о заемщиках украинских банков и составляют (!) некие кредитные истории, на основании которых банки, в том числе государственные, принимают решения о выдаче кредитов. Необходимо отметить, что данные бюро создавались на деньги конкретных банков и сегодня на рынке много случаев, когда предприятия, которые исправно платят по своим кредитам, попадают в списки неплательщиков, и делается это только для того, чтобы предприятие не перешло на обслуживание в другой банк. Также на рынке кредитных историй есть прецеденты, когда предприятия с плохой кредитной историей за деньги исправляют её и получают кредиты, которые даже не думают отдавать. По мнению авторов Стратегии в Украине должно быть единственное государственное кредитное бюро, подчиненное Национальному банку страны, и именно оно должно вести кредитную историю предприятий на основании единого реестра заёмщиков и единой доступной и понятной модели расчета рейтинга заёмщика. На мой взгляд, это полностью исключит спекуляции с методом оценки кредитных рисков предприятия и уменьшит коррупционную составляющую в процессе ведения кредитных историй предприятий Украины.