Грузинский регулятор предпочел давить на акционеров банков, чтобы заставить их докапитализировать финучреждения. Ему это удалось в первую очередь за счет акционеров банков с иностранным капиталом. И сейчас НБУ пытается сделать то же самое — усиливает прессинг на акционеров. Но ситуация во многом изменилась. Многие западные банковские группы ушли с украинского рынка. А иностранцы, которые все еще работают в Украине, поддерживают свои дочерние структуры уже не так активно.
НБУ было бы полезно учесть грузинский опыт: на каждый доллар, внесенный собственниками финучреждений, государство предлагало три доллара дополнительного финансирования.
Однозначного рецепта выхода из кризиса нет. Думаю, НБУ было бы полезно учесть грузинский опыт. Хотя в Грузии не обанкротился ни один банк, ситуация в банковской системе была очень тяжелой — отток депозитов составил 27% за 2008-2009 гг. Решающую роль в такой ситуации сыграла консолидация национального и коммерческих банков. Они объединили усилия и создали своего рода стабилизационный фонд, средства из которого помогали выровнять ситуацию во время значительного оттока вкладов. Поддержка предоставлялась и центральным банком, и международными финансовыми организациями (например, ЕБРР), и самими акционерами финучреждений. При этом государство всячески поощряло последних к докапитализации банков.