В Германии заштормило? ЧII
Рынкам, мягко говоря, не понравится, если Германия не сумеет разработать новый «совместный» проект, о котором так много трубили в прессе и на котором настаивают технократы из Брюсселя (им-то не нужно краснеть и бледнеть перед собственными налогоплательщиками), а также руководство стран, которым может потребоваться помощь.
Член управляющего совета Антанасиос Орфандис заявил в интервью изданию Wall Street Journal о том, что Еврозона рискует навлечь на свою голову новую панику среди инвесторов, если не найдет решение в ближайшее время.
«Чем дольше наши политические лидеры откладывают заключение соглашения по ключевым вопросам, тем выше риски дестабилизации и тем отчетливее угроза нового кризиса, подобного тому, что нам пришлось пережить в 2010 году», - отметил он.
Все так…
Удивительно то, что эта бесконечная европейская сага развивается на фоне вполне благополучного восстановления мировой экономики (пока благополучного). Но в этом случае, нефункционирующая система Еврозоны - это удивительный монстр, который обладает удивительной способностью превратить, в целом, преуспевающий и динамичный регион в груду развалин.
Полагаю, следует внимательнее присмотреться к Германии, и не только к судьям конституционного суда - этому средоточию пангерманизма и сборищу евроскептиков.
Немецкая экономическая элита, кажется, в большей степени обеспокоена инфляционным брожением у себя в стране, нежели взлетами и падениями доходности по облигациям в странах средиземноморского региона. Более того, их волнения лишь усилятся, поскольку индекс IFO в Германии за февраль достиг максимума с 1969 года. Индекс деловой активности PMI в секторе услуг также вырос до 62.6.
Это означает, что трудолюбивым немцам придется ощутить на себе все прелести Европейского проекта.
Конечно, это проблема, которую надо решать, и немецкие экономисты, просчитав все на ход вперед, уже бьют тревогу: По словам Джорга Крамера из Commerzbank, ставка ЕЦБ на уровне 1% (и неограниченная поддержка для европейских банков) - это «не соответствует быстрому росту Германии».
Наконец-то Германия пала жертвой единой процентной ставки на всех. Добро пожаловать в клуб недовольных. Сейчас она оказалась в той же ситуации, разве что, в меньшей степени, что и Ирландия с Испанией в период бума на рынке недвижимости, когда для них реальные ставки из года в год составляли -1%, -2% или даже -3%.
Каковы последствия нам известно: трудолюбивым и ничего не подозревающим немцам придется ощутить на себе все прелести Европейского проекта.
В одном из немецких изданий говорится о том, что инфляция в стране к 2012 году может достичь 4% и держаться на этом уровне в течение нескольких лет.
Снизить ее будет очень сложно. Эффект равнозначен скрытому повышению налога на имущество или введению нового налога. И, по словам главы Бундесбанка и непримеримого «ястреба» ЕЦБ Акселя Вебера, банк не собирается ее снижать. Власть в ЕЦБ захватили другие. Те, кому довелось пережить кризис механизма обменных курсов 1992 года, и кто сейчас внимательно следит за событиями в Германии, очевидно, ощущают deja vu. К развалу системы фиксированных валютных курсов привела не просто рецессия в Великобритании, Италии, Испании и некоторых Скандинавских странах, а настоящая гремучая смесь обвалов и банковских дефолтов на фоне перегретой немецкой экономики. В итоге начался полный коллапс.
Сегодня, как и прежде, Германия на другой стадии экономического цикла. Она не со всеми. Сегодня, как и прежде, ситуацию усугубляет несимметричное развитие. Тогда оно было связано с падением Берлинской стены и последующим взрывным ростом, сегодня - со взрывным ростом спроса на товары немецкого производства со стороны быстро растущей Азии. Кроме того, в Германии развивается внутренний инвестиционный бум: если раньше сбережения шли в страны Средиземноморья, то сейчас они оседают дома. Конечно, европейский монетарный союз сильно отличается от механизма обменных курсов. Среди стран царят мир и согласие.
Немцы утверждают, что сделают все, чтобы защитить евро. Они, конечно же, безропотно согласятся с инфляцией, стимулируемой политикой ЕЦБ, на благо Греции, Италии, Испании, Португалии и Ирландии и во имя мира во всем мире. Если так, то никаких проблем.
Ну а ежели вослед за интеллигентами, немецкими профессорами «от экономики», свое несогласие с решениями и действиями «партии и правительства» выразит германский средний класс?
Что запоет брюссельская бюрократия и как поступит фрау Меркель? И где окажется курс евро относительно своих «заклятых» коллег доллара, иены и фунта?
На эти вопросы пока нет вразумительных ответов.