Доллар пишем, евро – в уме? ЧI
На предпасхальной неделе (15-22 апреля) евро укрепился в стоимости по отношению к доллару. За это время курс евро/доллар вырос с $1,443 до $1,4564. В результате, индекс доллара установил новый 16-месячный минимум.
На неделе неблагоприятное для доллара сочетание мягкой денежно-кредитной политики в США в сочетании с несбалансированностью бюджета подталкивало большое число участников рынка к покупкам менее уязвимых валют.
Правда, в четверг, 21 апреля, в ходе торгов на американской сессии доллар умеренно укрепился на фоне фиксации коротких позиций в преддверии длинных пасхальных праздников.
По нашим оценкам, с технической стороны в ближайшие дни в случае продолжения роста пары евро/доллар целью ее движения может стать отметка $1,4720. Однако, в связи с приближением мая, когда на рынках традиционно происходит фиксация прибыли, ожидается появление разворотных сигналов и, возможно, их реализация, поэтому возобновление снижения пары выглядит более чем вероятным.
Мы сохраняем прежний прогноз и отмечаем, что по мере приближения заседания Комитета по открытому рынку ФРС США, намеченного на 26-27 апреля, на рынках, скорее всего, будет нарастать процесс фиксации длинных позиций в большинстве основных валют против доллара. В то же время очередная цель пары евро/доллар на отметке $1,4830 пока остается в силе.
В пятницу, 22 апреля, рынок Forex остался без игроков - основные финансовые центры мира были закрыты на выходной. На минувшей неделе евро попытался преодолеть отметку $1,46, но затем вернулся под эту планку на фоне слухов о ревальвации юаня и реструктуризации греческого долга.
Укреплению доллара способствовала и умеренно позитивная статистика по опережающим индикаторам экономики США.
В понедельник, 25 апреля, торги по-прежнему проходили неактивно. На 08.00 Киева один евро стоил $1,456, и, похоже, в ближайшие сутки ситуация заметно не изменится. Тем не менее, в преддверии заседания ФРС США на текущей неделе стоит ожидать повышенной волатильности торгов.
По мере приближения заседания американского регулятора, намеченного на 26-27 апреля, на рынках, скорее всего, будет нарастать процесс фиксации длинных позиций по большинству основных валют против доллара. В то же время очередная цель пары евро/доллар на отметке $1,483 пока остается в силе. Рекомендуем не пересиживать в агрессивных «лонгах» и фиксировать покупки заблаговременно, за день до обнародования результатов заседания ФРС. Интрига вокруг итогов этого события привлекла пристальное внимание экспертов, поскольку впервые за 97 лет существования ФРС сразу после окончания заседания будет проведена пресс-конференция главы регулятора.
Таким образом, замедленная реакция рынка и неактивность торгов сменятся на очередную серию сверхволатильных сессий. Конечно, ожидать революционных шагов от Бена Бернанки не стоит. Тем не менее, может прозвучать риторика, направленная на ужесточение денежно-кредитной политики США, и это может послужить разворотным моментом для американской валюты.
Меж тем, попытки разобраться что же произошло с американский валютой в конце второй декады апреля, дали повод для некоторых выводов и обобщений.
Одна связанная с финансами структура робко погрозила пальцем другой структуре, и мир вздрогнул. Агентство S&P смущенно сообщило, что меняет прогноз суверенного рейтинга США со «стабильного» на «негативный», и экономически подкованная часть человечества разинула рот от удивления: надо же, наконец-то кошку назвали кошкой. Хотя и в предельно подобострастных выражениях.
В чем смысл сенсации? Ведь рейтинг Соединенных Штатов, по версии Standard and Poor's, все равно пока остается самым высоким из всех возможных — ААА.
Агентство решилось ухудшить только его прогноз на будущее, робко объяснив в очень осторожном, почти угодливом заявлении, что если, мол, данная держава в ближайшие пару лет не придумает, как быть с дефицитом своего бюджета и внешним долгом, то рейтинг, пожалуй, придется все-таки понизить.
Казалось бы, впереди еще два года беззаботной жизни, однако биржевые индексы по всему миру задвигались, золото пошло вверх, нефть — зигзагами, а Белый дом заявил, что S&P «не учитывает уроки истории» — в смысле недооценивает скрытую мощь, таящуюся в Америке. Подобно японцам в далеком 1941 году. Кстати, как аккурат в том самом году США и получили рейтинг ААА и с тех пор непрерывно им обладают.
Покушение на святыню одни уже гневно осуждают за разрушительный дух: S&P-де выступило с опасным и глупым призывом, который может расшатать стабильность американской и мировой экономики, а другие еще и высмеивают за трусость: Рейтинг… следовало бы снизить прямо сейчас… Попытка усидеть на двух стульях… S&P попросту не хватает принципиальности… Оно не станет раскачивать лодку, так как находится в теплых отношениях с правительством США и с Уолл-стрит.
Так есть ли о чем нервничать и шуметь? Я бы сказал, есть все причины шуметь даже еще и гораздо громче.
Ведь впервые вслух прозвучал намек на главное, может быть, экономическое событие начавшегося второго десятилетия XXI века. Ведь суверенный рейтинг, присваиваемый рейтинговым агентством, это рекомендация, стоит ли давать в долг данной стране или лучше поискать для своих денег какое-нибудь более безопасное применение. Рейтинг ААА означает, что знающие люди в рейтинговом агентстве своим честным словом и всей своей репутацией ручаются перед человечеством, что данная держава сверхнадежна и долги свои отдаст до последнего цента с вероятностью 100%, если не выше. Применительно к современной Америке это явная ложь.
Но ложь, отвердевшая от долгого употребления и критически важная для страны, которая и так уже по уши в долгах, да еще и продолжает жить не по средствам, затыкая огромные бюджетные дыры деньгами одолженными или просто свеженапечатанными. Тут ведь главное, чтобы никто не сказал вслух об очевидных вещах. Пока репутация (она же рейтинг) великолепна, весь мир охотно дает американскому казначейству и прочим местным структурам деньги в долг, и притом под низкие проценты. А если репутация вместе с рейтингом полетит, то деньги станут одалживать неохотно и под высокие проценты.