Уроки для Греции:
история одного дефолтаИзвестный инвестор Мохаммед Эль-Риан советует МВФ и
кредиторам не загонять греков в угол
Греки согласны на все условия своих спонсоров,
даже самые унизительные. В понедельник они
должны, наконец, получить от ЕС и МВФ обещание
помощи. По идее, этого должно хватить, чтобы
избежать дефолта 20 марта. Но, как напоминает в
статье на Project Syndicate Мохаммед Эль-Риан,
глава крупнейшего в мире фонда облигаций Pimco,
такие попытки спасти страны в последний момент,
заставив их выполнить все условия и даже больше,
уже заканчивались мучительными
неконтролируемыми дефолтами. И после этих
катастрофических кризисов странам становилось
ощутимо легче.
Политика и экономика уже не работают, народ
реагирует на любую новость уличным протестам и
насилием. Проверяющие из МВФ мучают вас все
новыми условиями предоставления помощи и
рассказывают всем, что ваш госдолг - это
бездонная бочка. Частные кредиторы все чаще
говорят о возможности вашего неконтролируемого
дефолта. Вы согласны на все: принимаете все
новые планы жесткой бюджетной экономии. Но
потом никак не можете эти планы выполнить. И
время до очередного платежа по долгу истекает,
МВФ, наконец, дает транш... Но уже слишком
поздно.
Все несчастные страны, долго жившие в долг, а
потом потерявшие возможность его
рефинансировать, несчастливы одинаково.
Описание Эль-Риана - это не только Греция 2012
года, но и Аргентина 2001 г. От себя добавим - нам
это напоминает Россию-1998.
Эль-Риан советует европейцам изучить уроки
аргентинского кризиса, который он сам наблюдал с
позиции "обманутого кредитора":
• В августе 2001 года страна в очередной раз
обратилась в МВФ за кредитом, с помощью
которого она надеялась избежать дефолта.
Власти готовились взять на себя новые
обязательства, зная, что они уже слишком много
обещали и слишком мало сделали, прежние
темпы роста экономики не восстановились, а
конкурентоспособность ее упала. Долги страны
уже давно росли быстрее экономики.
• Опасались потерь и соседи Аргентины,
входящие с ней в одно региональное
экономическое объединение Mercosur. Их
финансовые рынки лихорадило от каждой
новости из Буэнос-Айреса, а аргентинцы
шантажировали их тем, что в случае их дефолта
будет плохо всем. Соседи призывали Аргентину
действовать с ними сообща, а сами укрепляли
антикризисные фонды, в ожидании того, то
Аргентина, наконец, рухнет.
• Государства-кредиторы и МВФ педантично
указывали правительству на его ошибки и
требовали гарантий проведения реформ, но не
спешили давать новые кредиты. Аргентинские
чиновники в ответ упрекали их в мелочности: у
нас дом горит, а вы про плохо покрашенный
забор.
• Ни одна из сторон была не готова признать
очевидное: экономическая и финансовая
система страны не позволит ей справиться
одновременно с растущим госдолгом и низким
ростом ВВП.
Греция, конечно, имеет более развитую экономику,
чем Аргентина. Она - часть более серьезного, чем
Mercosur, регионального союза, который имеет
большие финансовые ресурсы и более развитые
экономические институты. Евро смешно даже
сравнивать с аргентинским песо. Но результат, похоже,
будет тот же.
Парламент Аргентины в 2001 году все-таки одобрил
новый пакет мер по сокращению расходов, а МВФ
предоставил стране новый займ. Но был уже поздно.
Началось массовое изъятие вкладов из банков,
усилился оттока капитала, правительство уже не могло
ничего экономить, а люди встретили новые требования
МВФ массовыми погромами.
В декабре того же года случился дефолт. Банки
закрылись, производство и торговля просто встали.
Стране пришлось хаотично реформировать экономику,
переходить к новой валютной системе, а также
устанавливать контроль за движением капитала и
национализировать часть собственности. Через
несколько месяцев началось восстановление, и только
кредиторы остались ни с чем.
Избежать повторения сценария можно, только если
ЕЦБ, МВФ и ЕС учтут ошибки аргентинских кредиторов.
Эль-Риан советует им сделать четыре шага на встречу
грекам:
1. Кредиторам нужно перестать повторять, что
"плана Б" у них нет. Когда говоришь людям, что
не существует альтернативы политике, которая,
как всем уже очевидно, не работает, они
начинают сопротивляться и выбирают худший
вариант.
2. Греция вместе с иностранными партнерами
должна признать, что "план Б" - это более
глубокие, чем простое сокращение расходов,
структурные реформы. Они позволят Греции
повысить политическую гибкость и
конкурентоспособность, а также привлечь
инвестиции. Это неизбежно приведет к росту
краткосрочных рисков, но в будущем обеспечит
рост, повышение занятости и финансовое
оздоровление.
3. Государства-кредиторы должны быть более
внимательны к отдаче от своих инвестиций.
Каждый евро, выданный Греции по
действующему плану, распыляется по
нескольким направлениям. Чиновники стран ЕС
должны точно определить потребности греческой
экономики и целенаправленно вкладывать
средства туда, где они могут дать рост.
4. Грецию нельзя доводить до дефолта - это
дискредитирует Европейский ЦБ и МВФ.
Политика ЕС в отношении Греции подрывает
будущую эффективность этих организаций как
раз в то время, когда они должны решить
проблемы ликвидности европейской финансовой
системы и предотвратить долговые кризисы в
других странах Европы
