Европа: уроки спасательных операций. Ч III
Audio: Европа: уроки спасательных операций. Ч III
Чтобы излечить Португалию от хронического дефицита бюджета и баланса текущих операций, ЕС и МВФ прописывают ей такие же «сильнодействующие лекарства», сиречь, драконовские меры экономии и структурные реформы, что предназначались для Греции и привели к таким неутешительным результатам. Думаю, глядя на сей печальный опыт, Португалия могла бы избежать ужасной участи Греции, если бы извлекла для себя верные уроки из этой ситуации.
Первый урок для Лиссабона заключается в том, что жесткие бюджетные меры в валютном союзе неизбежно приводят к глубоким экономическим рецессиям. В отсутствие преимущества в виде наличия своей валюты и возможности ее девальвировать для поддержания своего внешнего сектора, драконовские меры экономии, предписанные МВФ, повергли греческую экономику в глубочайший шок. За последние два года, под тяжестью массивной дозы финансовых мер, экономика страны сократилась более чем на 12%, в то время как ставка безработицы взлетела с отметки 7% (в конце 2009 года), превысив уровень 20% на текущий период.
Урок о том, что бюджетное ужесточение в валютном союзе очень часто является предшественником глубоких экономических рецессий, особенно уместен в текущей экономической конъюнктуре Португалии. МВФ требует от властей Португалии сокращения доходов и повышения налогов, причем только за текущий год эти меры должны составить 6% от ВВП. Фонд настаивает на бюджетных мерах как раз в тот период, когда появились явные признаки ослабления экономики страны, ухудшения внешней обстановки, а также внутреннего кризиса кредитования. Неудивительно, что ЦБ Португалии уже был вынужден признать, что по итогам текущего года ВВП сократится более чем на 3%.
Второй фундаментальный урок заключается в том, что глубокие экономические рецессии несовместимы ни с восстановлением баланса бюджета, ни со стабилизацией соотношения госдолга к ВВП. Действительно, после разрушения налоговой базы, коллапсирующая греческая экономика удерживала дефицит бюджета вблизи отметки 10% от ВВП, невзирая на масштабное повышение налогов и урезание госрасходов.
Еще большее беспокойство вызывает тот факт, что коллапс греческой экономики внес «существенный вклад» в рост соотношения госдолга к ВВП от 110% в начале программы в мае 2010 года до 160% на текущий момент. Данный урок очень актуален для Португалии, поскольку страна как раз начинает держать путь на превышение уровня долга 120% от ВВП к 2013 году.
Третий урок заключается в том, что отсрочка реструктуризации долга в условиях неплатежеспособности только усложняет конечный процесс реструктуризации, который, в конце концов произойдет. Власти дают возможность частному сектору снизить свою долю участия в суверенном долге за счет финансирования МВФ, ЕС и ЕЦБ. Эти институты противятся идее облегчения долгового бремени. В результате, списание 30% долга, держателем которого является частный сектор, могло восстановить финансовую устойчивость Греции в мае 2010 года. Сейчас же, два года спустя, после масштабного кредитования со стороны ЕС/МВФ, Афинам приходится биться за списание 70% текущего объема долга для того, чтобы хотя бы создать видимость устойчивости госдолга.
Следующий урок: преимущества от большей части долга, покрытой в соответствии с внутренним, а не международным законом. Это преимущество лишает иностранных частных кредиторов страны права обращаться в суды Америки или Англии, чтобы то или оное государство отказалось от одностороннего изменения условий контрактов с суверенным долгом. К сожалению, Греция только сейчас начала пользоваться этим преимуществом.
Возможно, самым главным уроком, который Португалия может извлечь из опыта Греции, это тщетность соблюдения всех условий бюджетной программы ЕС/МВФ неплатежеспособной страной, поскольку эти меры исключают реструктуризации долга и девальвацию валюты. Если реструктуризация долга в любом случае неизбежна, лучше осуществить этот процесс раньше, пока подавляющая часть долга находится в руках частного сектора, и он не расходится с национальным законодательством. Это явно предпочтительнее, чем погружение в пучину рецессий с последующим осознанием невозможности погасить свой долг.
Не забывая при этом о реформах. В основе разрешения европейского кризиса лежат тщательно структурированные реформы в проблемных странах. Опыт Греции и, собственно, уже и Португалии, показывает, что альтернативы таким реформам, направленным в первую очередь на исправление допущенных во время пребывания страны в еврозоне ошибок и более «свежих» просчетов в процессе операции по спасению, не существует.