"По первому закону структуродинамики, источником развития (движения) системы являются противоречия внутри этой системой или между системой и окружающей средой - то есть, наличие у системы структуры. Динамика системы подчиняется второму закону, согласно которому для аналитических систем структурные факторы устойчивы "почти всегда". Обобщенное "направление движения" регулируется третьим законом, утверждающим, что структурность системы (мощность пространства противоречий) не убывает в процессе развития.
Третий закон структуродинамики дает возможность формально определить исторический прогресс, как процесс движения системы от абсолютного прошлого к абсолютному будущему. Здесь система В называется абсолютным будущим системы А, если разрешение динамических противоречий системы А порождает структуру системы В. Во внутреннем времени1 система всегда развивается от абсолютного прошлого к абсолютному будущему, однако, движение, параметризованное физическим временем, может содержать петли. Всякая такая петля является свидетельством системной катастрофы....
Согласно третьему закону структуродинамики по мере движения системы происходит накопление структурности. Таким образом, со временем частота фазовых переходов нарастает, что в конечном итоге приводит к потере системой свойства аналитичности (множество точек фазовых переходов плотно). Практически, большинство систем погибает (испытывает фазовый переход, несовместимый с дефиницией системы) задолго до этой стадии. Однако, достаточно сложные (живые или alt-живые) системы могут преодолеть Переход и вступить в хаотическую стадию эволюции.
Хаотизация мира (отказ от аналитичности) есть одна из генеральных ctrl-тенденций современности....
Технологии заключают в себя объективные возможности истории, в то время как мета-технологии отвечают за субъективный фактор, претворяющий некоторое возможное Реальное Будущее в Текущую Реальность. То есть, совокупность физических технологий формирует пространство тенденций и отвечает за то, что происходит. Совокупность гуманитарных технологий, управляя реализацией тенденций, отвечают за то, как это происходит. Так, разрушение индустриального общества есть объективное следствие развития технологий, а форма перехода к информационному обществу определяется "игрой" субъективных гуманитарных технологий. ...
Дисбаланс между "физической" и "гуманитарной" составляющими цивилизации может проявляться "остро" - как отсутствие жизненно необходимой движущей технологии или управляющей мета-технологии - или "хронически" - как избыточное производство социальной энтропии17.
Указанный дисбаланс является одним из источников социального движения. Разрешение противоречия между движущими и управляющими технологиями приводит либо к изменению социальной структуры (революции), либо к возникновению новых физических технологий (культурные революции).
В некоторых случаях, однако, напряженность противоречия превосходит устойчивость текущей цивилизации18. Возникшая проблема может быть интерпретирована, как приближение цивилизации к одному из двух альтернативных цивилизационных Пределов.
Предел Бедности возникает при отсутствии или недостаточной развитости жизненно необходимой обществу движущей технологии.
При отсутствии или неразвитости жизненно необходимой управляющей технологии мы имеем дело с Пределом Сложности19.
Оба Предела представляют собой поверхности в пространстве решений, которые цивилизация не может преодолеть, не разрушившись. Если вектор развития пересекает одну из предельных поверхностей, глобальная социальная катастрофа является неизбежной....
Можно провести далеко идущую "аэродинамическую аналогию": технологии играют роль двигателя самолета, моделирующего текущую цивилизацию, в то время как мета-технологии служат для управления этим самолетом. Предел бедности есть свидетельство недостаточной мощности двигателя, в результате чего машина теряет скорость и сваливается на крыло (если не в горизонтальном установившемся полете, то при попытке перелететь через внезапно возникшую по курсу скалу). Предел сложности есть свидетельство нарушения аэродинамического равновесия при превышении скорости: самолет "затягивает" в пикирование, при этом скорость продолжает нарастать вплоть до разрушения самолета скоростным напором или до столкновения с землей.
Заметим, что в обоих случаях катастрофа принимает форму потери управления....
Главными тенденциями современного мира являются:
- Революция в биологии, порождающая биологическую пластичность вида homo sapiens (человека) и дающая методы управления биогенезом. Эта революция приведет к возникновению негуманоидных форм разума;
- Революция в информатике, позволяющая обрабатывать громадные массивы знаний. Это приведет к виртуализации мира, сопровождающейся более или менее полным отказом от материальной парадигмы текущей европейской цивилизации;
- Системная Революция (переход от аналитических к хаотическим социальным системам), позволяющая резко увеличить скорость принятия и проведения в жизнь решений как на уровне отдельного человека, так и на уровнях группы, культуры, цивилизации. Это приведет к прогрессу, осуществляемому "мгновенной" сменой социокультурных конфигураций;
- Революция в психологии, позволяющая перейти от цивилизации, заданной на множестве индивидуальных психик, к интегральной "психичной цивилизации" (ноосфера обретает черты личности, в то время как индивидуум теряет их).
Слияние этих тенденций порождает цивилизационные отношения информационной эпохи.
Все четыре тенденции могут быть представлены, как формальный отказ от ограничений, налагаемых "человеческой" природой цивилизации. Так, биологическая революция есть отказ от человеческого тела, информационная революция - отказ от человеческой (производящей) экономики, психологическая революция - отказ от человеческой личности (индивидуальности), системная революция - отказ от "человеческой" формы организации общественной жизни. " (