Норматив адекватности регулятивного капитала по системе банков в июле ухудшился на 1 п.п. - до 8,03%
Киев. 11 августа. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2) по системе банков Украины в июле 2015 года снизился до 8,03% с 9,03% в предыдущем месяце.
Согласно данным НБУ, обнародованным во вторник, при этом норматив ликвидности, установленный на уровне не менее 20%, составил 56,8%, что незначительно ниже значения месяцем ранее (57,24%).
Помимо того, в сравнении с установленным Нацбанком максимальным уровнем по итогам июля символически снизился норматив максимального размера кредитного риска на одного контрагента – 23,08% (Н7, потолок - 25%, в июне – 23,27%), норматив крупных кредитных рисков составил 675,06% (Н8, потолок - 8-кратный размер регулятивного капитала, в июне – 573,17%).
К началу июля регулятивный капитал по системе украинских банков составлял 97,783 млрд грн, что на 10,7% меньше, чем в июне (109,458 млрд грн).
Как сообщалось, с 15 мая НБУ обязал все украинские банки обязаны к 1 февраля 2016 года обеспечить норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2) на уровне не менее 5%, до конца 2017 года довести его минимум до 7%, а спустя еще год – вернуть его на докризисное нормативное значение в 10% и выше.
Банкам с текущим нормативом Н2 на уровне от 7% до 10% поставлена задача увеличить его до более чем 10% до начала 2017 года.
Что касается остальных экономических нормативов, которые нарушили банки в связи с падением курса гривни после 6 февраля 2015 года, то Нацбанк потребовал устранить такие нарушения до 2017 года, если отклонение от норматива составляло до 5 процентных пунктов (п.п.) Если же оно было в диапазоне от 5 до 10 п.п. – то до 2018 года, а если свыше 10 п.п. - то до 2019 года.
Помимо того, НБУ обязал все банки предоставить ему до 1 сентября детальные планы мер по устранению таких нарушений, а далее ежеквартально отчитываться в их выполнении.
Этим же постановлением Нацбанк утвердил форму составления такого плана мер, который должен содержать программу капитализации или реструктуризации, ежеквартальные реалистичные графики приведения значений нормативов к нормативным значениям. Установлено, что план мер каждого банка будет согласовывать правление НБУ.
Регулятор также решил не применять меры влияния к банкам, которые нарушили экономические нормативы из-за девальвации гривни после 6 февраля этого года, за наличие убытков, связанных с переоценкой счетов в иностранной валюте и банковских металлах и формированием резервов, а также за увеличение доли негативно классифицированных активов до 10% и более от общей сумы активов, по которым должен оцениваться риск и формироваться резерв.
Ранее сообщалось, НБУ с 26 февраля этого года и на период до 2019 года ввел для банков ряд послаблений в связи с падением курса гривни после 6 февраля, в частности, отказался от применения мер воздействия за нарушение экономических нормативов минимального размера регулятивного капитала (Н1), Н2, нормативов текущей ликвидности (Н5), краткосрочной ликвидности (Н6), максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7) , больших кредитных рисков (Н8), максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н9), максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10), лимита общей короткой открытой валютной позиции.
Вместе с тем, такое послабление требований доступно при соблюдении банками ряда условий, в частности, соблюдения нормативов Н7, Н8, Н9, Н10 на дату заключения договора/осуществления операции. Помимо того на послабление требований не смогут рассчитывать банки, не имеющие прозрачной структуры собственности.
Затем в рамках программы расширенного финансирования EFF с Международным валютным фондом (МВФ) Нацбанк с 20 апреля начал диагностическое исследование 10 крупнейших украинских банков, запланировав проверку следующей по величине десятки финансовых учреждений с 1 июня этого года.
Программа EFF, утвержденная в марте, предусматривает обновление диагностических обследований первой двадцатки украинских банков на основе данных на конец 2014 года (до конца июля) и конец марта 2015 года (до конца сентября). Если по итогам этих обследований будет установлено, что норматив Н2 будет ниже 10%, банки обязаны будут в месячный срок предоставить достоверные планы капитализации, чтобы достичь Н2 в 5% на конец января 2016 года, 7% – до конца декабря 2017 года и 10% – до конца 2018 года.
Если по результатам обследования будет выявлена неплатежеспособность некоторых банков, эти банки должны быть приведены к уровню платежеспособности (положительному показателю капитала) до конца августа и конца октября 2015 года – для группы первых 10 и 10 следующих банков соответственно.
Помимо того программа EFF допускает направление на капитализацию банков и финансирования Фонда гарантирования вкладов в 2015 году 139 млрд грн путем выпуска гособлигаций, из которых Нацбанк может выкупить в этом году облигации на 55 млрд грн.
Государственному Укрэксимбанку повышен долгосрочный кредитный рейтинг до уровня «ССС» с «RD» на фоне завершения операции по реструктуризации банковского долга.
На кінець червня серед ТОП-банків найнижче значення нормативу Н2 – достатності (адекватності) регулятивного капіталу – було в "дочок" російських банків: «Сбербанку Росії» (4,6%), Альфа-Банку, який номінально кіпрський (6,11%), ВТБ Банку (8,05%) та Промінвестбанку (8,91%). За ними йшли ОТП Банк (9,08%) і Приватбанк (9,97%). Фактично перелічені фінустанови порушували вимоги регулятора, адже згідно з правилами НБУ, значення нормативу Н2 має бути не менше 10%.