Сегодня все говорят о второй волне кризиса. Накроет ли она нас? Мнения расходятся, но, похоже, «затянуть пояса» таки придется, как и в 2008. Но сейчас, в отличие от 2008-го, у нас есть одно преимущество – опыт предыдущей волны кризиса. Если посмотреть на кризисный 2008 год, стает понятно, что «выжили» те, кто смог оптимизировать свои расходы.
Любой кризис влечет ужесточение борьбы за клиента на рынке, в том числе и на страховом. В таких условиях страховые компании, по-разному борются за клиента, и не всегда самым эффективным способом. Один из самых распространенных «приемов», конечно же, демпинг: но только вот он не оправдал себя – для многих компаний, как показал опыт последних лет, он стал причиной потери ликвидности и невыполнения страховых обязательств.
Но как же снизить стоимость страхования, не в ущерб интересам клиента и компании? Ответ прост – сокращение административных расходов, которые, между прочим, в общей структуре стоимости страхового полиса составляют 40%!
Администрирование – это зарплата, аренда, транспорт и т.п. Все то, что характерно для СК, имеющей немалую сеть представительств в Киеве и регионах.
Как избежать таких расходов и быть по-прежнему доступным для клиента? На помощь приходит то, без чего современный мир не был бы таким современным: он-лайн решения. В некоторых европейских странах он-лайн страхование занимает значительную долю среди других каналов продаж. В Украине этот канал практически не используется – около 1% от всего количества продаж.
Но сейчас на рынке наблюдается развитие он-лайн страхования благодаря спросу среди страховых брокеров, поскольку оно существенно упрощает их работу: дает возможность отслеживать историю введенных и заключенных договоров в он-лайн режиме, предлагает гибкую систему условий страхования, а также быстрый и легкий подбор оптимального решения.
Кроме этого, рост объемов продаж страховых полисов через интернет обусловлен рядом других преимуществ: во-первых, он-лайн страхование это автоматизация бизнес-процессов участников; во-вторых, снижение стоимости страхования для клиентов путем сокращения расходов страховой компании на администрирование и продажу полиса, в-третьих, экономия времени (получение тарифа – менее чем за 1 мин., оформление договора страхования 10-15 мин.). Также он-лайн страхование позволяет организовать мобильные удаленные точки продаж и работу из любой части Украины и мира в целом.
Но не бывает бочки меда без ложки дегтя, и он-лайн страхование также имеет некоторые нюансы, которые нужно учитывать. К примеру, он-лайн страхование, как правило, предусматривает заключение более или менее типовых договоров страхования. Как отметил Игорь Верич, Менеджер по региональному развитию СК «QBE Украина» (компания запустила он-лайн страхование в 2010 г.), технически можно создать один универсальный и очень гибкий продукт – или же массу мелких продуктов для разных групп потребителей: премиум, стандарт, эконом и т.д., но в таком случае будет намного сложнее гарантировать качественный сервис для клиента, тем более на данном этапе, когда он-лайн страхование только развивается. Поэтому сейчас компания сделала ставку на продукты качества «премиум», без возможности кардинально «ухудшить» их наполнение выбором дешевых опций. Таким образом, он-лайн продукт не будет самым удобным решением при заключении сложного специфического, нетипового договора страхования.
И конечно же, этот продукт не подойдет любителям «бумажной работы» – так как последние потеряют огромную порцию наслаждения перейдя на он-лайн страхование.
В целом не смотря на некоторые недостатки он-лайн страхование хорошо тем, что это сокращение расходов СК, упрощение работы брокеров и более широкий выбор страхователей для жителей удаленных точек страны.
Интересно, кто-то уже работал с он-лайн страхованием? Поделитесь своим опытом.
Страховой контракт не так просто продать через интернет, как билет на самолет. Авиабилеты, гостиницы мы давно уже заказываем таким образом, но страхование - это более сложный продукт. На пример, если говорить о страховании какого-то имущественного комплекса, его просто невозможно сделать онлайн, для этого нужен человек – андеррайтер. Но простые, базовые стандартные полисы продавать он-лайн возможно и достаточно просто, только, к сожалению, пока не в Украине.
Есть несколько факторов, которые сдерживают появление и развитие рынка прямых продаж страховых полисов через интернет. В сегодняшних условиях это достаточно сложный процесс, так как контракт должен быть доставлен, подписан и возвращен назад, должна произойти оплата. При этом карточным платежам у нас не очень доверяют, а работать с электронной подписью пока невозможно в силу специфики законодательства – это технически очень сложный процесс. Таким образом, в текущих условиях стоимость прямых продаж через интернет будет достаточно высокая, поэтому они и не внедряются.
Когда в Украине появится законодательная возможность работать со страховым контрактом он-лайн, она толкнет продажи вперед, сделает продукты более дешевыми и конкурентными. Уже не надо будет иметь такие поддерживающие процессы и подразделения в тысячи работников. Но пока это остается в долго- и среднесрочной перспективе.
QBE Expert Думаю перспектива ближе чем вы думаете. Электронный полис, электронная подпись и тд уже сегодня используются некоторыми СК для он-лайн продаж типовых продуктов... А пару мес назад читал интервью с кем-то из МТСБУ - там тоже уже заговорили про электронный полис автоцивилки (хотят тут думаю перспектива более удаленная)
abc1 написав:а вот с массовым внедрением много страховых посредников может остаться без работы...
страховые посредники (агенты – курьеры), у которых задача лишь обзвонить клиентов по слитой базе и «втулить» полис сомнительной СК или те, которые заседают на окружной – могут остаться без работы. Ничего, будут потом пиццу развозить. а страховым посредникам (профессиональным консультантам), наоборот on Line страхование на руку - экономия личного времени, времени клиента, снижение админрасходов... Главная выгода для клиента - выбор СК, независимость консультанта, сопровождение, помощь в урегулировании… с on line страхованием не исчезнет.
abc1 написав:QBE Expert Думаю перспектива ближе чем вы думаете. Электронный полис, электронная подпись и тд уже сегодня используются некоторыми СК для он-лайн продаж типовых продуктов... А пару мес назад читал интервью с кем-то из МТСБУ - там тоже уже заговорили про электронный полис автоцивилки (хотят тут думаю перспектива более удаленная)
Использование электронной подписи требует заключения письменного соглашения, в котором стороны обязуются признавать электронную подпись друг друга. Это делает продажу страховых полисов через интернет в Украине невозможной. А так как договор о страховании должен быть подписан и страховщиком, и страхователем, за «покупкой» полиса онлайн все равно следует контакт с клиентом: или курьер привозит документы на подпись, или клиент сам приходит в страховую компанию. Поэтому то, что сейчас есть в Украине, больше похоже на предварительное заполнение документов онлайн, а не продажу полиса. Другое дело - это веб-платформа для брокеров, которая сегодня эффективно работает и дает брокерам прямой доступ к страховым продуктам копании и возможность оформлять полисы очень быстро, независимо от того, где они находятся, экономя время и ресурсы. Поэтому развитие канала интернет-продаж в интересах профессиональных посредников. И даже при массовом внедрении продажи электронных полисов, работы у брокеров не убавится, поскольку, спрос на профессиональную консультацию, сопровождение договоров, помощь в урегулировании не уменьшится.
А у меня вот такой вопрос? Сильно ли влияет развитие онлайн-страхования компаний на их конкурентоспособность? Повышает ли это их место на рынке и в рейтинге?
пока практический нет, есть у некоторых реальные эл полиса. Сам пару лет назад пробовал тут турмед электронный продавать, продаж не было, людям пока страшно вместо договора с печатью получить эл документ. Надо активней проводить разъяснительную работу... Но перспективы большие... Если грамотно реализуют идею эл полиса автоцивилки и со временем сделают эл полис автоцивилки единственным вариантом, это в сильно изменит как рынок так и каналы продаж...