Украина-РФ: старые песни о… газе. Ч III
Audio: Украина-РФ: старые песни о… газе. Ч III
Что дает Украине Таможенный союз с Россией, как минимум непонятно.
Плюсы от снижения цен на энергоносители очевидны, но это не вся правда.
Опыт пребывания Казахстана, который серьезно поменял таможенную политику, войдя в составе ТС, неоднозначен. В 2010—2011 годах его экспорт в Россию и Белоруссию рос, как и вся внутрисоюзная торговля, но это был период восстановления после российского экономического провала в 2009 году. Тогда и российско-украинская торговля выросла на десятки миллиардов долларов без всякого ТС. А вот за первые девять месяцев 2012 года он упал почти на 10%. При этом импорт из России по-прежнему возрастал. Цены на внутреннем рынке тоже значительно выросли за счет затруднения доступа на казахстанский рынок китайских товаров.
К тому же Украина – член ВТО. Она не может синхронизировать уровень своей таможенной защиты с российским без того, чтобы не провести новые переговоры с членами организации и не заплатить большие штрафы. Об облегченном доступе на рынок Европы, о чем уже упоминалось, следует вообще забыть.
При этом, как ни парадоксально, с экономической точки зрения Россия тоже может скорее проиграть, чем выиграть. Оценка субсидий, которую называет советник президента РФ Сергей Глазьев ($9 млрд. ежегодно), — лишь «цветочки».
Она складывается из снижения цены газа для Украины с нынешних $420 до белорусских $165 и отмены пошлин на экспорт на Украину нефти.
Потом может оказаться, что Украина, с ее более низкой ценой рабочей силы, может потеснить российских производителей на каких-то рынках – сельскохозяйственном, например. Неслучайно же за двадцать постсоветских лет так и не была создана двусторонняя зона свободной торговли. И тогда придется, по хорошо известному сценарию, либо вести с ней «фитосанитарные» войны, либо уступить. Но это мелочи, потому что другие отрасли, вероятно, откусят куски рынка украинского.
Реальная проблема возникнет в том случае, если сокращение украинского экспорта за пределы ТС потребует всеобъемлющего субсидирования Украины по белорусскому образцу, ради все той же «интеграционной составляющей», а транзитные доходы уйдут в тот же «Южный поток». Кто-то все это считал? Очень сомневаюсь.
Понятно, что даже поверхностный взгляд на «экономику проекта» делает версию о якобы возможном вступлении Украины в ЕврАзЕС или частичном присоединении к ТС заведомо неинтересной для Москвы. Дорого и бессмысленно одновременно.
В реальности выходов может быть два. Один из них временный, но политически приемлемый для Кремля. Дать Януковичу денег просто так, «по-дружески», потому что тогда у него повысятся шансы на переизбрание, не придется иметь дело с новыми «оранжевыми», или, не дай Бог, более радикально настроенными силами, не будет договоров об ассоциации и свободной торговле Украины с ЕС. А если и когда обстоятельства изменятся, тогда и будет видно. Денег на это нужно меньше, и не придется перекладывать их из российского бюджета в карманы тех самых генералов украинской металлургии и химии, которые сами-то Россию, как известно, недолюбливают.
С другим сложнее, потому что он предполагает отказ от планов реинтеграции и лежит сугубо в области экономических разменов.
В газовой области он сводится к снижению цены в обмен на гарантии сохранения закупок. Именно так «Газпром» ведет себя с европейскими потребителями, и, насколько можно понять, аналогичный подход рассматривается и применительно к Украине.
Но в то, что Москва готова признать Украину «европейским потребителем», в отношениях с которым газ вообще-то может быть обычным товаром, а не инструментом политического поощрения или наказания, поверить пока трудно.
Скорее российское руководство все еще предпочитает думать, что время на стороне Москвы. Что рано или поздно, но угроза экономического коллапса все-таки заставит Януковича подписать все «бумаги», а он как-нибудь сможет убедить в правильности этого поступка бизнес и население. Но отмена его визита, да и все «нюансы» в российско-украинских отношениях уже после прихода Януковича к власти говорят об обратном.
Дело в том, что уже более двух десятилетий Украина находится в автономном плавании. Она слишком привыкла быть самостоятельной, чтобы ее можно было органично и безболезненно сделать частью собственно российского проекта, и слишком большая и богатая, чтобы подчинить ее без ее согласия. Так что, г-ну Лаврову, получившему, как известно, на последней евротусовке перелом руки, во время киевского визита надо будет вести себя более аккуратно и осмотрительно.