|
|
Додано: Сер 20 лют, 2013 08:28
20.02-1-2: Европейский пациент. Попытка диагноза. Ч IIЕвропейский пациент. Попытка диагноза. Ч II Но избыточная ликвидность, «организованная» Евроцентробанком, повлекла за собой «перекосы». По последним данным, бизнес в ядре еврозоны цинично наживается на мягкой монетарной политике и занимает под рекордно низкие ставки, тогда как периферийные страны по-прежнему сталкиваются со сложностями в поиске рыночного финансирования. Анализ данных ЕЦБ, проведенный Barclays, говорит о том, что компании в «ядре» монетарного союза были главными бенефициариями обещания ЦБ в прошлом июне «сделать все возможное», чтобы сохранить еврозону. Компании из Франции, Германии, Бельгии и Голландии смогли суммарно занять €37 миллиардов ультрадешевых денег на рынках во II полугодии прошлого года следом за заявлением. Однако компании из Италии, Испании, Португалии и Греции увеличили объем займов лишь на €12 миллиардов, и лишь самые крупные компании вроде Telecom Italia и Telefonica смогли получить доступ к рынку капитала. В то же время эти периферийные рынки еврозоны были вынуждены столкнуться с сокращением банковского кредитования на €65 миллиардов, так как пострадавшие от кризиса региональные банки урезали выдачу кредитов, чтобы усилить свои балансы. Банковское кредитование также падало и в странах ядра еврозоны, однако было больше сбалансировано из-за возросшего финансирования рынка капитала и спирали, при которой легкое рыночное финансирование привело к тому, что более сильные компании стали привлекательней для инвестиций. Немецкие и французские компании, похоже, извлекли непропорциональную выгоду от такого подхода ЕЦБ, ставшего причиной очевидной дискриминации. Меж тем, решения Европейского совета, принятые в декабре, определили концепцию, сформулированную Драги прошлым летом. Однако, лидеры стран Европы отказались даже от частичного объединения рисков через временные соглашения о безработице. Банковский союз по-прежнему похож на треногу, где одна ножка выглядит надежной (в виде единой системы надзора), вместо второй ножки зубочистка (единая резолюция), а третьей ножки нет и вовсе (единая система страхования депозитов). Страны-кредиторы стремятся давать дефолтным активам как можно более узкие определения, чтобы сократить свои убытки, обесточивая тем самым наиболее важный инструмент, способный разорвать порочный круг взаимозависимости между банками и государствами - прямую перекапитализацию банков через финансирование ESM. Наиболее платежеспособные европейские страны до сих пор считают, что монетарный союз может функционировать лишь в том случае, если все его участники придерживаются ответственной макроэкономической политики и избегают дисбалансов. За этим доводом стоит железобетонная логика: союз, в котором налогоплательщики некоторых консервативных стран всегда платят за грехи безответственных соседей, не может быть политически устойчивым. Тем не менее, европейские лидеры так и не поняли, что в условиях быстрого и свободного движения капитала, механизмы контроля не всегда помогают предотвратить формирование дисбалансов. В конце концов, одно из преимуществ современной Европы - ее способность объединять больших и маленьких, богатых и бедных, ориентированных на производство и на услуги. Несмотря на все различия, они должны соблюдать единую монетарную политику и, по крайней мере, в рамках текущей концепции, единую (и весьма строгую) фискальную политику. Эта концепция подразумевает минимальные фискальные трансферы для сглаживания ассиметричного влияния на экономики различных внешних факторов. Предполагается, что регулирующие органы во Франкфурте и чиновники в Брюсселе будут вылавливать дисбалансы, прежде чем они перерастут в серьезную проблему. Последнее, правда, вызывает обоснованный скепсис, но сейчас не об этом.
|
|