|
|
Додано: П'ят 15 бер, 2013 08:33
15.03-1-4: Кипр: спасение для борьбы с офшорами? Ч IVКипр: спасение для борьбы с офшорами? Ч IV У нас, в России и в Европе на операциях с НДС сидит целая «мафия», включающая в себя крупных международных банкиров и компании. В Европе иногда бывают громкие разоблачения. А у нас и у россиян в «мафию» входят налоговые чиновники и представители «силовых» структур, поэтому разоблачают только борцов с налоговыми схемами. Кстати, попытка борьбы с этими схемами предложенным путем «обратного налогообложения», когда отчетность по НДС сдает не поставщик, а покупатель, вряд ли адекватна проблеме. Думается, лучшая реформа НДС — это его отмена. Из множества других мер нам показались крайне «сомнительными» (но, возможно, самыми эффективными) «инновационные подходы» к агрессивному налоговому планированию. Предлагается ввести в законодательство меры, позволяющие налоговым органам не обращать внимания на искусственно созданные корпоративные структуры или договорные цепочки, если их основной и очевидной целью является налоговая экономия. Раньше только суды рассматривали такие цепочки (например, последнее дело против Берлускони), теперь это смогут делать и налоговые органы в досудебном порядке. Думаю, это в принципе неправильная постановка вопроса. Каждая фирма должна изучать и использовать все легальные способы сокращения расходов, в том числе и налоговых. Это ее обязанность перед акционерами и владельцами. Было бы странно, если бы она ставила своей целью заплатить больше налогов, чем минимально необходимо. Это не рынок и даже не социализм. Это абсурд. Стремление к налоговой экономии в рамках закона никак не может быть основанием для наказания налогоплательщика. Использование других юрисдикций или каких-то легальных схем не противоречит закону. И налоговая экономия, достигаемая таким путем, не может быть основанием для обвинения в уклонении от уплаты налогов. Это — очевидный перебор. Но европейская (и, кстати, наша) налоговая практика явно уходит именно в эту сторону. Надо признать, что борьба с офшорами не только у нас и в России, но и в мире носит лицемерный характер. Для финансистов-профессионалов процесс оборачивается лишь разработкой новых схем и несущественным повышением расходов на ведение офшорного бизнеса — не более. Самое забавное, что при этом всегда государство заранее предупреждает о своих действия — чтобы вы смогли разработать эффективную стратегию противодействия. Речь не о том, что в деятельности государства момент публичности обязателен. А о том, что всем реальным действиям предшествует полоса длительных разговоров и «словесных интервенций», а политики делают на этом свой PR. Государства сознательно оставляют «офшорные дыры», через которые могут легализовываться финансовые потоки из классических офшоров и обеспечиваться анонимность владельцев бизнеса. В Европе наиболее известны такие «почти-офшоры» — Кипр и Исландия. В США — Британские Виргинские острова, компании с которых обеспечивают больше половины оборота основных американских бирж. Направленность всех антиофшорных реформ против «простачков». Типа: «кто не спрятался — я не виноват». При этом демократичные страны тут же организуют возможность «простачкам» выйти из ситуации без чрезмерных потерь, а недемократичные — напротив, организуют выборочный террор неугодных граждан. Думаю, что и вышеперечисленного вполне достаточно, чтобы понять, что, несмотря на всю публичную борьбу с офшорами, реально этот сектор давно уже стал неотъемлемой частью мировой финансовой структуры, разрушить которую ни у кого не поднимется рука. В сохранении этого сектора кровно заинтересован крупнейший мировой бизнес, который активно им пользуется. Офшоры нужно просто немного попинать, нажить политический капитал да предупредить, чтобы сильно «не зарывались», ну еще, может, собрать в бюджет какие-то крохи за счет простачков – больше никаких реальных функций у мировой антиофшорной кампании нет. Отсюда, собственно, и настоящие трудности на пути спасения очень маленького, но «очень офшорного» Кипра.
|
|