|
|
Додано: Сер 03 кві, 2013 06:18
03.04-1-3: БРИКС: «в засаде» или в стагнации? Ч IIIЗападные экономики, которые с конца прошлого десятилетия генерировали в основном плохие новости, как мы указали выше, похоже, начинают собираться с силами. «Спасение» Кипра, на примере которого европейским отстающим показали, что игры кончились, и начинается жесткая санация, дает основания предположить, что ЕС вступил в период кардинальной трансформации. Состав и институциональный дизайн, скорее всего, будут меняться, чтобы оздоровить всю систему, возможно, избавившись от балласта. США также подошли к черте, за которой необходимы решительные шаги по восстановлению баланса, прежде всего в финансовой сфере. Идея Трансатлантической зоны свободной торговли, предложенная в феврале администрацией Барака Обамы, нацелена на то, чтобы создать новый мощный локомотив мировой экономики в виде огромного сообщества, способного навязывать свои стандарты и нормы всем остальным. По большому счету, именно в этой сфере — установления экономических правил — и будет разворачиваться основная конкуренция в ближайшие десятилетия. Подход не новый, до сих пор глобализация в этом и состояла — распространение западных принципов на весь мир. Однако обнаружились ограничители. Во-первых, по мере роста незападных центров развития оказывалось, что они становятся все более очевидными бенефициарами глобальной экономики, обгоняя ее создателей. Во-вторых, регулирование в планетарных рамках попросту невозможно, для эффективного управления нужно как-то структурировать среду. Поэтому идея западного ядра, которое внутри себя снимает остающиеся барьеры, а другим предлагает то, что посчитает нужным, вполне логична, ведь по совокупной мощи консолидированный Запад кратно сильнее всех остальных. Точкой отталкивания для Запада служит Китай — наиболее яркое олицетворение «не-Запада», способное перетянуть на себя мировое экономическое лидерство. Соответственно, инициативы по реструктуризации прежде всего призваны изменить характер взаимоотношений с Пекином, вернуть себе роль стороны, которая диктует правила. Тут Китаю и впору вспомнить про БРИКС — объединение стран, которые не любят, когда им диктуют, и в состоянии этому противодействовать. Если Запад успешно консолидируется, перед странами—членами БРИКС встанет непростой вопрос: с кем они? Бразилия, Россия, Индия и ЮАР каждая по-своему, но тесно связаны с Западом исторически, культурно, политически. При этом все они ставят во главу угла суверенитет, то есть способность принимать самостоятельные решения, избегая обязывающих альянсов. Китай в этой компании явная доминанта — по объективным причинам, но и единственная из стран, вовсе не вписывающаяся в западную парадигму. То есть решающим для направления развития БРИКС станет то, окажется ли Китай совместимым с реконфигурацией и гипотетическим усилением Запада либо он попадет в положение противоположного полюса. В первом случае КНР вряд ли будет заинтересована в форсированном строительстве альтернативы, тем более, остальные не будут настаивать. А вот во втором, напротив, может попробовать мобилизовать партнеров. Прояснится это довольно быстро — в пару ближайших лет. Мир стоит на грани окончательного упразднения прежней модели отношений и начала сооружения новой, так что теперь все пойдет быстрее. Так что, продемонстрированная в Дурбане очевидная неспешность лидеров БРИКС вряд ли дает основание надеяться на снижение рисков остаться на обочине столбовой дороги мировой экономики наименее продвинутым «представителям» группы. Причем, не факт, что Поднебесная в контексте своего «эгоизма», может, оставив остальных «бриксов», заняться синтезом азиатского аналога Трансатлантической зоны свободной торговли в качестве «естественного» противовеса этому проекту Запада. Обрекая остальных представителей БРИКС на текущее прозябание.
|
|