|
|
Додано: Сер 10 кві, 2013 07:35
10.04-1-3:Залив: угли кризиса под бочкой нефти. Ч IIIЗалив: угли кризиса под бочкой нефти. Ч III Торговый сектор в свою очередь совершенно не выглядит привлекательным для жителей Персидского залива, так как оклады в госструктурах по клиентелистским соображениям оторваны от экономических реалий. Так, например, в ОАЭ средняя ежемесячная зарплата составляет $700 в частном секторе, но достигает $5500 в государственных ведомствах. Поэтому для местных молодых специалистов гораздо разумнее встать в очередь на государственную должность (пусть даже для этого придется несколько лет пожить на заработки родственника), а не соглашаться на работу в частной компании. В результате такую нехватку местных кадров компенсирует приток все большего числа иностранных работников. Дело дошло до того, что сегодня на них приходится более двух третей экономически активного населения в Персидском заливе. Принятые властями меры, например, введение обязательных квот на количество местных сотрудников для предприятий, все же не могут стать ответом на потребности граждан в трудоустройстве. Картина станет еще мрачнее, если принять во внимание бюджетные тенденции. Рост государственных расходов в шести странах Совета сотрудничества давно вышел из-под контроля. Это связано с резким увеличением дотационного населения и обычной практикой авторитарных режимов, которые перераспределяют часть нефтяной ренты, чтобы тем самым купить общественное спокойствие. Пример Саудовской Аравии наиболее показателен: сейчас она тратит вчетверо больше, чем в конце 1990-х годов. Если цена барреля нефти упадет ниже отметки в $40, в государственных финансах шести стран Совета сотрудничества образуется дефицит. Бахрейн и Оман уже сейчас запускают руку в резервы, чтобы покрыть часть текущих затрат. Как отмечают специалисты, точка равновесия бюджета ОАЭ достигается при цене барреля нефти в $85. То же самое касается и Саудовской Аравии, где к 2015 году она может подскочить до $115, если государственные расходы и дальше продолжат расти на 4% в год. При таком развитии событий королевство исчерпает размещенные за границей резервы еще до конца этого десятилетия. В Катаре и Кувейте бюджетное равновесие находится на еще приемлемой отметке в $50 за баррель, но этот показатель все равно удвоился с 2003 года. Ситуация варьируется от страны к стране, однако в траектории движения всегда прослеживается немало общих моментов. Эту констатацию латентного кризиса в странах Совета сотрудничества обычно принижают по той причине, что режимы запустили масштабные программы модернизации экономики. Тем не менее, хотя с 2008 года монархии действительно продемонстрировали некий реформизм, начатая ими политика была направлена на укрепление существующих структур. Сельскохозяйственное и промышленное производство до сих пор находится в зачаточной стадии: на него, как и в 2000 году, приходится 11% ВВП региона. Страны Персидского залива по-прежнему импортируют практически все типы товаров: от фисташек до крутых машин Hummer, кондиционеров и солнечных батарей. Точно также государства Совета сотрудничества за исключением Бахрейна представляют собой крупных импортеров услуг.
|
|