МВФ – это классическая бюрократическая структура западного образца, где трудится очень большое количество различных специалистов, при этом их взоры охватывают весь мир. Действительно многие специалисты МВФ, это выпускники лучших американских и западноевропейских учебных заведений, и очень часто МВФ к сотрудничеству привлекает ведущих ученых из стран США и ЕС. В целом, МВФ это действительно мощная аналитическая и финансовая структура, но Украина для нее всего лишь точка на карте, и поэтому ее специалисты очень слабо понимают, что такое экономика Украины. Они довольно таки легко сравнивают экономику США и Украины, или России, и уверены, что экономическая модель Украины ничем не отличается от модели США. Возможно, это связано с тем, что в ТОП-100 богатейших людей мира, входят не только жители США, но и Украины. Поэтому и складывается такое мнение, что Украина, это почти США, только называется по-другому.
Многие помнят, с каким трудом бизнесу удалось добиться возрождения системы «упрощенцев». Если помните, первая модель Налогового кодекса предполагала уничтожение системы «упрощенцев», и считалось, что это приведет к росту экономики. Но хорошо, что хватило ума, а может просто решили не злить народ, и систему «упрощенцев» возродили. Ибо, как говорится, не все то плохо, что кажется плохим американским профессорам.
Действительно, после всех изменений Налогового кодекса, систему упрощенного налогообложения можно назвать «внутренним оффшором». Раньше много и долго говорили, что Украине не хватаете оффшора. Вот его и сделали. И в МВФ не могли этого не заметить. Тут они правы. Действительно, существующая система налогообложения, применяемая для упрощенцев, уничтожила рынок «обналички». Потерялся экономический смысл заниматься махинациями и прятать доходы через конвертационные центры. Достаточно заплатить налог с оборота, и все – нет проблем. И это, как раз специалисты МВФ понять не могут. Они вообще плохо представляют, что в Украине, где в «тени» работает почти половина бизнеса, введение системы упрощенной системы налогообложения и сделано для того, чтобы вывести украинский бизнес из «тени». Поэтому, когда говорят, что по итогам 2012 года было зарегистрировано 1,1 млн. упрощенцев, это не проблема, это успех. Так, чего гляди, и реально начнет исчезать «тень» в Украине.
Было бы странно думать, что собранные налоги от упрощенцев будут больше налогов, которые платят компании работающие на общей системе налогообложения. За все время существования упрощенной системы налогообложения всегда сумма налогов упрощенцев в разы отличалась от суммы налогов, которые платит крупный бизнес. И так было и будет, что 85% всех налоговых поступлений обеспечивает крупный бизнес. Если уничтожить упрощенцев по рекомендации МВФ, то тех 3,6 млрд. грн, которые уплатили упрощенцы первой и второй группы в прошлом году не будет вовсе. Только наивные специалисты из МВФ могут верить, что перевод упрощенцев на общие условия налогообложения увеличит доход госбюджета. Скорее наоборот, еще больше увеличит «тень».
Никто не спорит, действительно, ставки налогов, которые платят упрощенцы первой и второй группы занижены. Это сделано специально, чтобы дать нашему очень мелкому бизнесу реально работать и богатеть. Если хотите, это «шанс стать богатым, хотя бы в масштабах районного центра». И тут заниженная ставка налогов по первой и второй группе упрощенцев преследует цель как можно больше и больше людей втягивать в мелкий бизнес. Пусть попробуют, а может и получится. Как говорится, всегда нужно начинать с малого.
Что же касается упрощенцев третьей и четвертой группы, то тут если и менять, то только за счет повышения планки плательщика НДС с 300 до 800 тыс. грн. Уменьшать их количество или ограничивать их оборот до 3 млн. грн, как рекомендует МВФ, бессмысленно. В Украине и 3 млн. грн, это небольшая сумма. Это не 3 млн. долл., а только гривен. Если можно так сказать, наша третья и четвертая группа, это подготовительная группа детского сада для лиц, близких к тому, чтобы их называли «средний бизнес». В идеальном варианте именно из этой группы бизнесменов может сформироваться настоящий украинский средний бизнес.
Следовать рекомендации МВФ ликвидировать пятую и шестую группу, будет означать стимулировать рост «теневой экономики». Если уже и реформировать пятую и шестую группу, только за счет снижения ставки налога с оборота. Вообще налог с оборота в украинских реалиях, это значительно лучше НДС с его вечной проблемой возврата НДС. Может быть, во Франции НДС это и стимул к развитию бизнеса, в Украине НДС, это головная боль и поле для постоянных коррупционных скандалов. Налог с оборота гораздо проще. Его проще администрировать. И самое главное – исчезает проблема возврата НДС. Поэтому, нужно не уничтожать упрощенцев по рекомендации МВФ, а наоборот расширять их возможности, чтобы они быстрее богатели и могли хотя бы частично развивать бизнес и расширять производство.
Действительно, очень странные требования МВФ. Система упрощенного налогообложения, это может быть единственное, что удалось «вырвать» у этой власти. И теперь, когда этот механизм только начал работать, МВФ рекомендует это все ликвидировать.
Право же, нельзя так прямолинейно зацикливаться на макропоказателях Украины. Они может и не самые красивые с точки зрения американских профессоров теории экономики, но бессмысленно думать, что уничтожив систему упрощенцев, экономика Украины начнет развиваться ускоренными темпами. В Украине был этап существования экономики без упрощенцев – ничем хорошим он не ознаменовался. И появление упрощенцев было реакцией правительства Кучмы, чтобы хоть бы как-нибудь решить проблему функционирования экономики Украины. Лучше бы МВФ потребовал запретить вводить новые налоги и сборы для упрощенцев и защитить их от лишних проверок контролирующих органов, чем думал, как их уничтожить.