|
|
Додано: Сер 12 чер, 2013 09:58
12.06-1-2 ЕС – американский опыт, США – строгий контроль Ч2ЕС – американский опыт, США – строгий контроль Ч II. Есть в этом контексте риск поддаться гипнозу известного пессимиста Нуриэля Рубини. Однообразный в своем унынии гуру в конце 2012 года раскритиковал ЕС за отсутствие централизованной финансово-экономической системы и призвал пересмотреть политику жесткой бюджетной экономии. Последняя особенно жестко ударила по югу Европы - Греции, Испании и Италии. Прогноз Рубини неутешителен: в отсутствие понятных населению реформ и роста экономики ЕС в нынешней форме обречен. Хотя когда этот гуру предсказывал что-то оптимистичное? Однако, возвращаясь к нашим баранам, заметим: против «европессимизма» есть панацея. Речь об американском опыте. Причем, полагаю, уместно сравнивать не современные США и ЕС (все-таки евроинтеграция проект незаконченный), а обратиться к становлению американской нации, вспомнив не только Б.Франклина, но и первого министра финансов Александра Гамильтона, а также юриста Патрика Генри. Чтобы понять, почему А.Гамильтон – единственный (кроме Б.Франклина) не-президент удостоился чести быть изображенным на долларовой банкноте (его портрет украшает купюру в $10), необходимо совершить краткий экскурс в самое начало американской государственности. В 1781г. в США была завершена ратификация «Статей Конфедерации», которые до 1787г. оставались основным законом страны. Их главной задачей было не допустить распада союза первоначальных 13-ти штатов и сохранить их максимально возможный суверенитет. К чему это привело? Верховный государственный орган – Конгресс Конфедерации – оказался неэффективным и не мог влиять на отдельные штаты, включая и финансовые вопросы. Конгресс не мог вводить налоги и в бюджетной сфере полностью зависел от поступлений своих участников, каждый из которых сам отвечал за проведение своей экономической политики и эмиссию денежных средств. Ситуация осложнялась тем, что штаты блокировали выполнение условий Парижского мира 1783г., который гарантировал независимость США, грозя новой войной с сильной тогда Великобританией. Британцы ожидали возвращения от янки довоенных долгов – по некоторым данным, к 1790г. они достигали $600 млн. (по курсу на 2013г.). Ситуация, при которой у номинальной центральной власти нет возможности повлиять на государства-должники, которые не могут сами выплатить свои долги, хорошо знакома современным лидерам Европы – достаточно вспомнить всю ту же злополучную Грецию. В качестве средства против регионального сепаратизма и самоуправства в 1787-1789гг. состоялось принятие и ратификация федеральной Конституции, зафиксировавшей приоритет центральной власти в основных государственных вопросах, оставив при этом штатам значительную свободу во внутренней жизни. В 1790г. министр финансов А.Гамильтон предложил центральному правительству признать полную стоимость долгов Конгресса Конфедерации, а также выплатить все долги штатов. Для реалий США того времени это было революционное предложение, которое позволило «привязать» штаты к центральному правительству, при этом позволив избавить их от задолженности. Признание долгов штатов можно сравнить с обсуждаемым в ЕС, созданием единых долговых обязательств – евробондов, за что выступает Италия и Франция, но чему пока противится Германия. В 1791г. А.Гамильтон стал инициатором создания Первого национального банка, который де-факто стал первым Центробанком США. Уже в 1792г. в обращение поступила единая национальная валюта – доллар. В 1790-е гг. Банк способствовал интенсивному экономическому развитию американской республики. Таким образом, создание федерального государства в Соединенных Штатах в ответ на вызовы политической раздробленности практически сразу же сопровождалось финансово-экономической консолидацией, что лишь скрепило новообразованную нацию. Ключевым различием между США 1780-1790-х гг. и ЕС начала 2000-х гг. является способность первых быстро создавать новые госструктуры в кризисной ситуации. «Отцам-основателям» потребовалось лишь 5 лет, чтобы понять несовершенство «Статей Конфедерации». Для сравнения: Евросоюз пытался принять Конституцию в 2001-2005гг., но лишь в 2009г. ее сильно измененный вариант – Лиссабонский договор – вступил в силу. И никакой гарантии, что он станет фундаментом для будущего, на самом деле нет. 13 маленьких, почти однородных штатов создали единое государство. Разве это можно сравнить с почти мессианским строительством единой Европы? Необходимо, правда, учитывать, что Европа начала XXI века – объединение богатых стран в довольно благополучном окружении. Сравните с бедными штатами, где только что закончилась разрушительная Война за независимость. Однородные штаты? На Юге США в конце XVIII века процветало рабство, в то время как в Новой Англии пытались наладить промышленное производство на основе свободного труда. Влиятельные противники интеграции? Сторонники принятия Конституции были вынуждены столкнуться с мощнейшим лобби «анти-федералистов», которые опасались, что концентрация власти в одних руках приведет к деспотии.
|
|