12.07-1-2: Летние страсти по рублю. Ч II

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Архів відео дяді Саші. Обговорення економічних питань, а також відео. Підбиття підсумків і висновки, аналіз статистики, енергетики та промисловості
Повідомлення Додано: П'ят 12 лип, 2013 06:42

12.07-1-2: Летние страсти по рублю. Ч II



Летние страсти по рублю. Ч II

Впрочем, новый руководитель ЦБ Эльвира Набиуллина ни разу не сказала, что рубль должен укрепляться или ослабляться, все время заявляя о том, что рубль — рыночная категория, и Центробанк не отвечает за его курс. А это значит, что она оставляет себе руки развязанными, и в случае девальвации рубля — ЦБР тут не при чем, это рыночное движение...
Вся эта концепция «рыночного курса рубля» шита белыми нитками. И тут одно из двух — либо новый руководитель ЦБ РФ не понимает реального положения дел на рынке (во что верится мало), либо она использует эту концепцию как дымовую завесу для некой своей политики.

Сказки про рыночный курс рубля слушать не стоит. Надо хорошо понимать, что ЦБ РФ полностью определяет уровень и динамику курса рубля. Речь в данном случае не о валютных интервенциях. Это — только последний рубеж обороны. ЦБ отказался от пополнения валютных резервов как политики сдерживания укрепления курса, и поэтому в посткризисный период валютные/рублевые интервенции ЦБР «стерильны» для курса, не влияя серьезно на его уровень.

Речь, прежде всего о денежной политике ЦБ. И опять, не стоит понимать денежную политику в традиционном ключе — типа динамики уровня процентной ставки.

Во-первых, на ситуацию практически не влияет уровень официальной ставки рефинансирования ЦБ. Потому что ликвидность банкам предоставляется не по ней, а по ставке РЕПО (фактически под залог ценных бумаг) и целому ряду других ставок, которые в реальности в 1,5–2 раза ниже официальной ставки и даже ниже инфляции. Так уж ЦБ выстроил механизмы рефинансирования банков.
Во-вторых, многое следует из того, что реальная ставка предоставления ликвидности со стороны ЦБ невысока, и, более того, она отрицательна в реальном выражении (то есть с учетом инфляции это не коммбанки платят проценты за предоставленные Банком России деньги, а наоборот, Банк России доплачивает им).

Принципиальное значение имеют объемы предоставления ликвидности. А на это влияют не только другие ставки, но и правила предоставления этой ликвидности — сроки кредитования, круг бумаг, под которые предоставляются кредиты, и т. п.
Именно здесь, у источника денег, источника ликвидности в экономике и определяется будущий курс рубля. Чем больше ликвидности он предоставит банковской системе — тем ниже ставка процента, и тем больше давление на курс рубля в сторону его ослабления. В руках Центробанка эмиссия денег. И это перекрывает все возможные макроэкономические эффекты на период в месяцы и даже кварталы. Для ЦБР ничего не стоит сдемпфировать, например, резкое падение профицита торгового баланса из-за падения цен на нефть или существенный скачок оттока капитала (как, например, в I квартале 2013 в связи с покупкой «Роснефтью» компании ТНК-BP).

Но любое демпфирование внешних шоков сокращает для ЦБ возможности маневра, и поэтому, если мы видим зависимость цен на нефть и курса рубля, это скорее упреждающее действие ЦБР, который хочет оставить себе руки «развязанными» на всякий случай, чем работа реальных макроэкономических механизмов, которые просто не успели бы подействовать по факту из-за наличия лагов, запаздываний в цепочке.

Резкая остановка девальвации рубля в феврале 2009 года это вполне убедительно показала. Именно ЦБ и никто другой запустил девальвацию рубля осенью 2008 года, а затем ее остановил путем резкого прекращения предоставления ликвидности экономике (тогда это называлось «беззалоговые кредиты» и было российским аналогом американской программы QE1).

ЦБР, безусловно, может легко менять уровень и динамику курса рубля — конечно, с учетом гиперреакции рынка. Чтобы ее снизить, ЦБ всегда «путает следы», сбивает рынок с толку, не дает закрепиться какой-то одной тенденции. Возможно, именно поэтому в посткризисный период ЦБ оказался в собственной ловушке борьбы с рынком: вместо того чтобы дать рублю падать хотя бы с темпом инфляции, ЦБ фактически привязался к сохранению его номинальной стабильности.

Остался только один вопрос: а что же хочет сам ЦБ от курса рубля?

Судя по всему, в последние годы ЦБ ничего не хотел от курса. Желая лишь одного: чтобы рынок его боялся и не начинал свою гиперреакцию. И динамика рубля последних четырех лет поясняется очевидным страхом руководства Банка России перед рынком. Уж очень это руководство испугалось рынка в конце 2008 — январе 2009 годов. И все, что делало последние пять лет, — это каждый раз давало понять рынку и в первую очередь себе, кто «главный в доме». То есть, самоутверждалось.
дядя Caша
Аватар користувача
Нострадамус Jr
 
Повідомлень: 71332
З нами з: 29.05.06
Подякував: 4685 раз.
Подякували: 8697 раз.
 
Профіль
1
1
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 0 гостей
Модератори: Ірина_, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
0 4323
Переглянути останнє повідомлення
П'ят 12 лип, 2013 06:43
дядя Caша
0 4251
Переглянути останнє повідомлення
П'ят 12 лип, 2013 06:40
дядя Caша
0 3786
Переглянути останнє повідомлення
Вів 11 чер, 2013 06:28
дядя Caша
Топ
відповідей
Топ
користувачів
реклама
Реклама