|
|
Додано: Чет 15 сер, 2013 07:31
15.08-1-3:Еврозона: сделано много, но этого недостаточно Ч3Еврозона: сделано много, но этого недостаточно. Ч III Кроме вышеперечисленных «узких мест» ФРГ, в еврозоне хватает иных неурядиц. Нынче стало модным не тревожиться о судьбах Европы и еврозоны. Но тут есть одна серьезная проблема: Италия. Оптимисты уверены, что Европа идет на поправку. ВВП еврозоны прорвал шестиквартальную блокаду рецессии, ЕЦБ не скупится на стимулирующие меры, потенциал экспортного сектора в Германии остается высоким, а Франция сохраняет свою привлекательность для инвесторов. Проблемные страны, в частности, Греция и Португалия, отвечают лишь за десятую часть объема производства и населения всей еврозоны. Но Италия! Это третья по величине экономика региона с населением более 60 млн. человек и валовым внутренним продуктом более $2 трлн. Госдолг в стране примерно в 1,3 раза превышает объем ВВП - это один из самых высоких показателей в мире. Чистый долг, включающий в себя некоторые государственные активы, согласно прогнозам, в этом году достигнет 105,8% от ВВП. Да, с итальянскими финансами беда, но главная проблема совсем в другом. Не существует никакой магической отметки для госдолга, после которой наступает крах всей экономики, более того, многим странам удалось найти возможность «перерасти» и куда большие дефициты. Проблема в том, что Италия уже долгое время растет слишком медленно. В 1990-е экономика страны развивалась в среднем на 1,2% с учетом поправки на инфляцию по сравнению с 1,8% по еврозоне. Затем все стало еще хуже. С 2000 года среднегодовой темп роста экономики Италии не превышал 0,4% против 1,3% по еврозоне. Откуда такое коматозное состояние? Нет, все дело не в лени. Процент инвестиций в Италии выше, чем в Германии. Инвестиции в инфраструктуру соответствуют среднеевропейским показателям. Человеческий капитал, измеренный с учетом уровня образования, стабильно повышается. Регулирование рынков труда, продуктов и услуг, постепенно приближается к немецкому эталону. Расходы на научно-исследовательские разработки относительно низкие по европейским меркам, но и они уверенно растут в последние годы. Главное препятствие на пути Италии - это само правительство. По словам Даниэля Гросса, ведущего экономиста по Европе: «Единственные факторы, показавшие абсолютное и относительное ухудшение по сравнению с остальной еврозоной - это показатели эффективности управления, в частности, законы по борьбе с коррупцией». В этом смысле, Италия обошла даже Грецию. Кроме того, общенациональные показатели по Италии скрывают серьезные региональные расхождения. Некоторые регионы Италии ничуть не отличаются от Германии, или Австрии в том, что касается условий для бизнеса, но в других местах дела обстоят из рук вон плохо. Например, в последнем отчете Всемирного банка говорится, что на получение разрешения на строительство в Палермо может уйти полгода, а в Милане этот вопрос решается за месяц. Италия не блещет показателями предпринимательской активности: По данным Всемирного банка, на каждую тысячу людей трудоспособного возраста в стране регистрируется 1,63 компании, что намного меньше, чем в Великобритании (10,4), но больше, чем в Германии (1,34). Главная сложность - в особых условиях, которые позволяют - или мешают - малому бизнесу превратиться в крупный. Сейчас нет единого мнения о том, что же мешает бизнесу расти, как, впрочем, нет и дефицита в теориях на этот счет. К числу потенциальных виновников относят налоговый режим, трудовое законодательство и корпоративную культуру. Возможно, традиционная семейная модель бизнеса хорошо работает в небольших компаниях, но ее сложно приспособить для организации рабочих процессов, необходимых для строительства многонациональных корпораций. Так называемые структурные реформы, о которых мы теперь слышим на каждом шагу, в частности, изменения в правилах налогообложения или в трудовом законодательстве, не помогут улучшить ситуацию. Если не брать в расчет пенсионную систему, сложно представить, какие реформы помогут Италии. Как и многим другим европейским странам, Италии нужно решить проблему демографии, связанную в первую очередь со старением населения и малым количеством иммигрантов, способных обновить трудовые ресурсы.
|
|