|
|
Додано: Чет 26 вер, 2013 07:37
26.09-1-4: Пустите нэньку до Европы. Ч IVПустите нэньку до Европы. Ч IV В известном смысле можно считать эти московские предупреждения и рисованные ею апокалипсические перспективы евроинтеграции Киева своеобразным «выстрелом в улет», вслед улетающей дичи. Соглашения Украины и Молдавии с ЕС лишь закрепят на бумаге то, что уже фактически произошло — традиционная сфера влияния России в ближнем зарубежье резко сократилась. В начале сентября Президент Украины Виктор Янукович предложил депутатам Верховной рады объединиться ради решения стратегической задачи — принять законы, необходимые для подписания договора об ассоциации с Евросоюзом и соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Депутаты нынешнего созыва впервые выслушали речь президента в полном составе и не пытались скандалить. По мнению украинских экспертов, на Украине наблюдается редкий консенсус элит по поводу сближения с Европой. Что показательно, на нем настаивает политик, ради победы которого на президентских выборах 2004 г. и парламентских 2006 г. Москва потратила немало материальных и пропагандистских ресурсов, перекрывала морозной зимой 2005-2006 гг. газовую трубу и т.д. Янукович подчеркнул, что новые соглашения с Европой не означают отказа от партнерских отношений с Россией и Таможенным союзом (Москва считает иначе). Ускорение дрейфа Украины и соседней Молдавии на Запад налицо. Обе страны могут подписать договор об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС на ноябрьском саммите Евросоюза в Вильнюсе. В Украине разнородные по своим взглядам и хозяйственным интересам лоббисты поддерживают интеграцию с ЕС ради облегчения условий импорта европейской продукции в страну и экспорта украинских товаров в ЕС. Так или иначе, Москва столкнулась с новым витком кризиса в отношениях с Киевом и, если говорить шире, бывшими советскими республиками, которые сближаются с Западом или другими мировыми и региональными лидерами (Китаем, Турцией и др.). Следует признать, что этот кризис Кремль породил сам. Потеряв статус сверхдержавы, Россия не организовала новых интеграционных экономических и гуманитарных проектов, привлекательных для соседей и других партнеров. Нелегальный рынок полурабского труда для выходцев из стран Центральной Азии на эту роль не годится. Перспектива объединения с Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии не вызывает энтузиазма у других стран СНГ. Кстати, свою агрессивную экономическую политику Россия проводит и в отношении стран-членов Таможенного союза. «Эффективность» евразийской интеграции наглядно демонстрирует изменение за последние годы баланса внешней торговли «младших» партнеров России - Беларуси и Казахстана: за последние годы импорт российских товаров в эти страны растет опережающими темпами, по отношению к экспорту. При этом Москва постоянно претендует на роль старшего брата, который вправе наказывать других непослушных членов семьи. Регулярные «санитарные» или таможенные запреты товаров из стран, заподозренных в нелояльности, показывают, что Россия не готова к самостоятельности соседей. На днях советник президента России Сергей Глазьев заявил, что «Украина с подписанием соглашения теряет самостоятельность и перестает быть для нас не просто стратегическим партнером, но даже полноценным партнером», и намекнул на денонсацию договора 1997 г. о дружбе. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин накануне прозрачно посоветовал Молдавии «не замерзнуть» и «не потерять» Приднестровье в случае сближения с Евросоюзом. Впрочем, полагаю, это уже какие-то отчаянные попытки сохранить видимость влияния и лицо официальной Москвы, не более того.
|
|