Чему на самом деле учит школа

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Форум Освіта в Україні та світі. Обговорюються питання освіти: куди піти вчитися на фінансові спеціальності, ліцеї, коледжі, вузи, а також обговорення тренінгів, семінарів та курсів, навчання, MBA, друга фінансова освіта.
Повідомлення Додано: П'ят 12 чер, 2015 12:26

Чему на самом деле учит школа

В честь окончания учебного года писатель и предприниматель Марк Мэнсон поделился соображениями о том, чему нас учат институты образования и почему это в корне неверно.

Я учился в старших классах, мне было 16, и я злился на весь мир. Учитель английского дал нам творческое письменное задание: напишите, что хотите, о старших классах школы. Что угодно.

Ну я и написал рассказ о стрельбе в школе.

И не просто рассказ. В моей истории преступник, когда его окружила полиция, не стал стрелять себе в висок, а вместо этого переделал школу на свой лад. Он начал учить детей и убивал тех, кто плохо себя вел или не слушался. Сначала его действия казались жестокими и иррациональными. Но, когда дети подросли, стало понятно, что казни преследуют некую цель и таким образом он «готовит детей к реальной жизни». История заканчивалась выпускным, где убийца-учитель плакал, обнимал своих учеников, поздравлял их и говорил, что гордится ими.

Разумеется, я получил «кол».

Школа убедила меня, что писателем мне не быть. Правда, теперь я профессиональный писатель. Что скажете, господин Джейкобс?

И мне показалось, что сейчас, когда дети празднуют окончание учебного года, самое время поговорить о том, чему нас учит школа. Главное, что усвоил я, это что ваша роль в ней не имеет никакого отношения к будущей жизни. Часто все ровно наоборот.

1. Нас учат, что успех — это одобрение окружающих

Мне кажется, наша культура поощряет не дела, а показуху. Примеры: сестры Кардашьян, Дональд Трамп, 63% всех пользователей Instagram, спортсмены, выпускающие рэп-альбомы, весь Конгресс США и так далее.

На это есть множество причин, но основная, как мне представляется, в том, что, пока мы растем, вознаграждение и наказание зависят от удовлетворения чужих требований, а не наших собственных. Получай хорошие оценки. Ходи в кружки. Занимайся спортом. Сдай экзамен на «пятерку». Эти показатели придуманы для продуктивного работника, а не счастливого труженика.

В жизни «почему» гораздо важнее, чем «что», но дети редко слышат эту мысль.

Возможно, вы лучший в мире рекламщик, но если вы рекламируете поддельные таблетки для увеличения пениса, общество не выигрывает, а проигрывает от вашего таланта. Возможно, вы лучший в мире инвестор, но если вы развиваете компании, которые заработают на коррупции и торговле людьми, ваш талант обществу вреден. Возможно, вы мастер общения, но, если вы используете этот навык, чтобы плодить фанатиков, ваш талант — не ценный вклад, а помеха.

Все цели, которые ставятся детям, направлены на получение чьего-то одобрения, соответствие чьим-то стандартам. Дети постоянно говорят: «Это бессмысленно. Почему я должен это учить?» А взрослые? Разве мы не слышим от них: «У меня нет любимого дела и я несчастен»?

Система образования основана на измерении результата и не обращает внимания на цель. Она учит притворяться, а не посвящать себя любимому делу.

Кроме всего прочего, обучение, построенное на стремлении к результату, неэффективно. Если ребенок в восторге от автомобилей, он гораздо лучше научится математике и физике, но для этого необходимо создать контекст, в котором они будут идти рука об руку с его интересом. Он больше поймет и еще больше раскопает сам.

Но если ребенок учится без собственной цели, а лишь потому, что кто-то так сказал, он будет учиться не математике и физике, а тому, как удовлетворить требования учителя или родителей. Так привычка становится частью культуры и плодит высокоэффективных людей с низкой самооценкой.

Последние несколько десятков лет учителя и родители бьют тревогу. Они пытаются исправить проблему самооценки, и теперь детям проще почувствовать себя успешными. Но от этого только хуже! Теперь ребенок не только зависит от чужого одобрения, но не должен ничего делать, чтобы его заслужить!

Внешние маркеры эффективности важны, и, возможно, необходимы, но их мало. Отправной точкой должно быть другое. Важно, чтобы в образовании были личные цели. У ребенка должно быть «почему». Проблема в том, что это очень индивидуально, а потому не подходит для масштабирования. Особенно в условиях, когда учителя перегружены и получают мало денег.

2. Нас учат, что неудача — это стыдно


Не так давно я обедал с одним выдающимся человеком. У него четыре ученых степени, в том числе магистратура в Массачусетском технологическом институте и докторская в Гарварде (или наоборот? Не помню). Это один из лучших специалистов в своей области, он работал в престижной консалтинговой фирме и объездил весь мир, сотрудничая с руководителями и топ-менеджерами компаний.

И он сказал мне, что чувствует себя в тупике. Он хотел начать свой бизнес, но не знает, как.

Этот человек застрял не потому, что не знает, что нужно делать. Он точно знает, чего хочет. Но не уверен, что это правильно.

Он рассказал, что всю жизнь оттачивал искусство попадать в «яблочко» с первой попытки. Вот он — плод школьного образования. И так же работают компании. Вам говорят, что нужно делать, и ваша задача сделать это лучше и быстрее. И мой новый знакомый очень хорошо научился этому.

Но когда дело дошло до создания чего-то нового, неизвестного, он не знал, что делать. Он боялся. Инновациям сопутствуют неудачи, а он не знал, как с ними справляться. Он же никогда раньше не пробовал!

В своей книге «Давид и Голиаф» Малкольм Гладуэлл уделил целую главу тому, что среди очень успешных людей непропорционально много дислексиков и тех, кто не закончил школу. Гладуэлл предлагает простое объяснение: это были талантливые люди, которым по тем или иным причинам пришлось рано встретиться с неудачами. И эта некомфортная среда научила их просчитывать риски и видеть возможности там, где их не видят другие.

Неудачи нам помогают, мы на них учимся. Неудачные собеседования учат нас искать работу. Неудачные отношения учат, как стать лучшим партнером. Запуск неудачных продуктов или услуг учит делать их лучше. Это путь роста. Тем не менее нам вбивают в голову, что неудача невозможна и неприемлема. Что ошибаться стыдно. Что у вас одна попытка. Что плохая оценка — это конец.

Но жизнь устроена совершенно иначе.

3. Нас учат зависеть от власти

Иногда я получаю письма от читателей, которые описывают свою жизненную ситуацию и спрашивают совета. Их положение, как правило, очень сложно и совершенно индивидуально. Поэтому чаще всего я честно отвечаю: совершенно не представляю, что тут посоветовать. Я не знаю этих людей. Не знаю ничего об их ценностях или самочувствии. Откуда мне знать?

Мне кажется, мы часто боимся попасть в ситуацию, когда некому будет сказать, что нам делать. Удобно, когда тебе приказывают. Это дает ощущение безопасности, потому что избавляет от ответственности. Просто следуешь указаниям.

Но слепое повиновение, решая некоторые проблемы, порождает большие. Оно убивает творческое мышление. Это способствует бессмысленному подражанию и глупой уверенности в своих действиях.

Это не значит, что власть всегда вредна. Или что власть не служит никакой цели. Власть будет всегда — она необходима для работы общества.

Но мы должны сами выбирать, кому и зачем подчиняться. Власть не должна быть навязана, и ее необходимо подвергать сомнению, это касается и начальника, и священника, и лучшего друга. Дети не понимают, что никто лучше нас не знает, что нам нужно.

insider.pro
ТупУм
Аватар користувача
Критикан
 
Повідомлень: 4928
З нами з: 25.01.06
Подякував: 25 раз.
Подякували: 451 раз.
 
Профіль
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 0 гостей
Модератори: Ірина_, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
9 42762
Переглянути останнє повідомлення
Чет 04 жов, 2018 20:09
ioannasuccess
0 38011
Переглянути останнє повідомлення
Пон 02 жов, 2017 13:00
Пчёлка
4 9399
Переглянути останнє повідомлення
Пон 27 лип, 2015 21:58
Martina
Топ
відповідей
Топ
користувачів
реклама
Реклама