1. Давай на ты?
Профессия рекрутера у многих соискателей вызывает множество вопросов и недопониманий. Часто кандидаты жалуются на слишком нежный возраст менеджеров по персоналу, предполагая, что в силу молодости они недостаточно компетентны и не могут успешно справляться со своими должностными обязанностями. Это провоцирует некоторое пренебрежение и нежелание общаться на равных. Взрослые, обремененные опытом высококвалифицированные профессионалы не утруждают себя проявить немного уважения и не стесняются обращаться к рекрутеру на «ты».
И это сразу выдает в них завышенное самолюбие, отсутствие элементарной культуры, неумение грамотно вести деловые переговоры. Поверьте, никто не хочет иметь в своем коллективе подобных сотрудников. Не стоит так явно демонстрировать свои претензии к незнакомому человеку, от которого отчасти зависит ваша судьба на выбранном предприятии. Будьте вежливы и тактичны, ведите разговор в спокойной и сдержанной манере, забыв о предрассудках.
2. Вы просто обязаны взять меня!
Будьте уверены, если работодателю покажется, что он «просто обязан вас нанять», именно так он и поступит. И гораздо красноречивее это докажет ваш опыт, навыки, умение подать себя, а не подобное заявление. Не нужно пытаться преподнести себя незаменимым человеком, без которого компания пойдет ко дну. Даже если так и есть на самом деле, апеллируйте к своему опыту, а не к неуместному самолюбованию.
3. Я не знаю, я не уверен…
Излишняя самоуверенность — это плохо. Но и перебор со скромностью тоже не пойдет вам в плюс. Не стоит говорить, что вы чего-то не знаете или что у вас недостаточно компетенции. Особенно в вопросах, напрямую касающихся профессионализма. Например, вы претендуете на должность бухгалтера, и у вас спрашивают, как поступить в конкретной ситуации, а вы не уверены в собственной правоте. Скажите, что быстро и сжато ответить на вопрос нельзя. Что вам необходимо внимательно изучить документы и продумать различные варианты. Сделайте акцент на том, что в сфере финансов нельзя полагаться исключительно на свое чутье или заученные знания. Только индивидуальный подход и тщательная проработка помогут правильно отреагировать на ситуацию.
Если же вопрос касается не столько профессии, сколько ваших личных качеств, к примеру: «Чем вы гордитесь больше всего?», «Опишите свои недостатки и достоинства», не уходите в себя и не стесняйтесь. Попросите минутку, чтобы продумать ответ. Поищите в памяти пару моментов, которые действительно заставляли вас порадоваться за собственные успехи, определитесь со своими сильными и слабыми сторонами, в конце концов, вспомните, за что вас хвалит супруга, родители или друзья. Еще лучше подготовиться к собеседованию заранее, чтобы ваш ответ был продуманным и лаконичным.
Если вы не знаете себя или не уверены в своей квалификации, то как в этом может быть уверен работодатель и откуда рекрутеру узнать, что в жизни вы милейший человек, способный стать душой коллектива.
4. Я всю жизнь мечтал у вас работать
Заинтересованность в выбранной компании, наличие знаний и представлений о том, чем занимается предприятие — это всегда безусловный плюс. Самое главное — не переигрывать. Не нужно клясться рекрутеру и руководству в любви, заглядывать им в глаза с искренним благоговением и восхищением. Чрезмерный показательный восторг лишь оттолкнет его от вас и создаст ощущение неискренности и неуместной лести. Если же вы действительно долго шли к данной должности в конкретной компании, расскажите об этом без приукрас, чтобы показать себя серьезным целеустремленным человеком, а не лицедеем.
5. Расскажите по секрету
Задача рекрутера — расположить к себе кандидата настолько, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно и непринужденно, чтобы вести открытую беседу. Но иногда соискатели так расслабляются во время разговора и начинают воспринимать собеседника как своего старого приятеля. Кандидаты пытаются «секретничать», чтобы узнать у рекрутера закулисные тайны работы в компании. Не нужно так делать. Даже не пытайтесь спрашивать, крутит ли директор роман с помощницей, сколько платят начальнику отдела и правда ли, что предыдущего бухгалтера уволили за финансовые махинации. Задавайте вопросы только по существу, не пересекая границы приличия. Помните, что главное — показать свой профессионализм, а не излишнее любопытство.