Доброго времени суток всем! Привожу пример неразборчивости банка при выборе заёмщика:
в субботу, 08.09.2007, в магазине электроники на Большой окружной поинтересовалась условиями кредитования у представителя банка "Ренессанс" (у параллельно сидящих представителей других банков были очереди человек по 15-20, а здесь уже оформляли клиенту заявку на кредит и больше претендентов не было). Мне любезно ответили, что у них проводится акция по выдаче беспроцентных кредитов. Будучи банковским работником с 16-летним стажем, задаю логический вопрос по поводу комиссии за обслуживание кредита. Барышня сообразила, "что почём", и говорит: "Если Вас интересует сумма переплаты по сравнению с суммой кредита - назовите цену товара!" После подсчётов оказалось, что при цене товара 5300 первоначальный взнос составляет 10 %, а переплата за 10 месяцев - 129 грн. с копейками. Меня это устроило и я тут же взяла счёт-фактуру у продавца-консультанта.
Посмотрев мои документы (паспорт и идентификационный код) и название желаемого товара, представитель банка сказала, что видеокамера - товар "рисковый" и потребуются дополнительные документы. ? - водительские права и загранпаспорт. Поскольку я сейчас занимаюсь оформлением тура "за пределы родины" и собираюсь в отпуск, то загранпаспорт, соответственно, ношу с собой, а поскольку без автомобиля никуда не езжу - водительские права, естественно, тоже. Пожалуйста, будьте любезны! По поводу гражданского паспорта был дополнительный вопрос: "Какова причина выдачи паспорта в феврале текущего года?" Дело в том, что мой возраст не подразумевает вклеивание очередной фотографии и бракосочетания тоже не было. Объясняю, что в январе была кража моего личного имущества, в том числе и документов, о чём есть справка из прокуратуры о возбуждении уголовного дела по данному факту (конечно же, с собой такие справки вряд ли кто-то носит).
Заполняет заявку, задаёт ещё вопросы: проживаю ли по адресу прописки, являюсь ли владельцем квартиры (совладельцем или единоличным владельцем) и т.д. У меня всё прозрачно, на вышеупомянутые вопросы отвечаю утвердительно, квартира моя и только моя, зарплата "белая", немаленькая, работаю в государственном банке (показала пропуск, именной, пластиковый - не бумажно-картонный, кредитную карточку, эмитированную банком, в котором работаю). Назвала все телефоны административных служб банка (прошу учесть, что это суббота и никого в это время на работе нет, куда они собирались звонить - не знаю). Наиболее проблематичным оказалось найти - цитирую: "людей, находящихся в это время дома, проживающих по адресу прописки/регистрации, имеющих домашние телефоны, которые могли бы подтвердить Вашу (то есть, мою - автор) личность и указать место жительства и работы" !!!??? (отец на даче, мама с племянником на море, сестра с мужем за границей на отдыхе, друзья-коллеги - кто в отпуске, кто на даче, а кто занимается "шопингом", суббота, знаете ли...). Но эту задачу я тоже решила, нашла с помощью мобильного телефона нескольких сотрудников, предупредила, что, мол, если будут звонить и спрашивать оттуда-то и оттуда-то - можно сообщать сведения обо мне (мои сотрудники - нормальные люди и без такого разрешения, конечно же, никому подобной информации не дадут), при этом продиктовала свой точный адрес, чтобы они его правильно могли назвать. Лично я о месте жительства большинства моих коллег знаю немного - в основном, только район или микрорайон города. Более подробно вряд ли кто-то, кроме соответствующих служб или близких друзей, владеет такой информацией.
В итоге, собрали мы с представителем банка сообща всю информацию обо мне, оформила она заявку на выдачу кредита и попросила подождать 15-20 минут. Благо, я не зря это время потратила - присмотрела ещё несколько полезных бытовых электроприборов для дальнейших покупок.
Каково же было моё удивление, когда через положенное время я подошла к представителю банка "Ренессанс" (звучит-то как, почему не "Барокко" или "Ампир"? Хотя на самом-то деле самое время назвать эту организацию "Каменный век в ІІІ тысячелетии"!!!) и услышала: "Извините, но Вам отказано в кредите!"
Наверное, более дурацкого выражения лица, нежели у меня в тот момент, придумать трудно. Я говорю: "Как? Но почему?" Она отвечает: "К сожалению, причину отказа нам не сообщают !" У меня начался истерический хохот. Эта барышня поняла, что что-то не так. Она уже начала строить версии, мол, может быть, у Вас плохая репутация в Бюро кредитных историй? или в службе банка, которая проверяет Вашу анкету, программа "дала сбой" и выдала отрицательный результат? Вразумительного ответа нет.
Для сведения: я за последние десять лет единственный раз воспользовалась услугами кредитования одного уважаемого крупного банка тоже непосредственно в торговой сети - в декабре 2002 года покупала холодильник (стоимость тогда ~ 3500 грн., кредит был по годовую ставку 25%-!!!, и тогда не выдавали "моментальных" кредитов, прсили справку о доходах, проверяли в течении 3 дней, о положительном решении сообщили по телефону, товар доставили домой, кредитный договор подписывала тоже дома). В течении года ежемесячные платежи в погашение задолженности от меня поступали вовремя, скорее даже, заблаговременно ( зачастую, за 3-5 дней до указанного в договоре срока). Полный рассчёт произведен также в установленные договором сроки. Я осталась очень довольна (тем более, что холодильник до сих пор работает исправно), банк, по видимому, тоже - потому, что примерно через 8-10 месяцев (может быть, через год) я получила благодарственное письмо с сообщением о моём статусе "надёжного заёмщика" и предложением воспользоваться актуальными в тот момент тремя видами кредитных продуктов.
Повторяю - банк крупный, известный, давно на рынке, у всех "на слуху", входит в первую десятку Украинских банков.
Все документы по кредиту и рассчётам сохранены до сих пор.
И, учитывая всё вышеперечисленное, я просто была ошеломлена услышанным.
На этом бы можно было поставить точку, но: 1) не с моим характером и не в моих привычках опускать руки перед неудачами; 2) потребность в видеокамере осталась.
Посетив ещё один магазин электроники на Борщаговке (условия кредитования там предусматривали наличие справки о доходах, которую в выходной день взять просто негде!), я направилась в сторону проспекта Победы. В районе станции метро "Нивки" находится супермаркет и на втором этаже того же здания магазин электроники, в котором почти 5 лет назад я сделала удачное приобретение холодильника.
Теперь там присутствуют представители уже трёх банков - разных по величине, статусу и известности широкому кругу потребителей профильных услуг (Слава Богу, "Ренессанса" среди них не было). В двух банках выдаются процентные кредиты, а в третьем действует акция по выдаче беспроцентных кредитов и плюс ещё отсутствие очереди). Скажу сразу, что ассортимент видеокамер именно в этом магазине не очень широкий (к тому же всех представленных моделей лишь по одной единице), однако есть известные мировые бренды (лидеры в этой области) и я нашла соответствующую моим запросам и любительскому уровню познаний в подобной технике видеокамеру, с чуть более простым набором функций и несколько дешевле (3949 грн.), но того же класса. Повторяю: размер моей зарплаты позволяет мне взять кредит и в гораздо большей сумме.
Кредитную заявку оформили с представителем выбраного мной банка достаточно быстро (в отличии от предыдущего опыта того же дня, водительские права и загранпаспорт предъявлять не пришлось, меня дополнительно только сфотографировали), фамилию, имя, отчество и домашний телефон коллеги я назвала (благо, уже знала об этом), но, как потом выяснилось, ей даже не звонили, видимо, достаточно оказалось предоставленных мной документов и сведений. К тому же, первый взнос по кредиту не потребовался, а кредит действительно беспроцентный (0,01 % годовых) и переплата по графику погашения за все 10 месяцев составляет 0,18 грн. (Да-да, 18 копеек).
Подводя итоги всей этой истории, я поняла, что всё-таки в банке "Ренессанс" не всё в порядке - в отказе предоставления мне кредита сыграл роль либо пресловутый "человеческий фактор", либо несовершенство используемого программного обеспечения.
Но, в любом случае, важен конечный результат - банк "Ренессанс":
1) потерял в моём лице надёжного платёжеспособного клиента;
2) заработал себе огромнейшую антирекламу - я уже рассказала о произошедшем многим своим сотрудникам и знакомым (а скольким ещё расскажу...) и уверена, что они хорошо подумают прежде, чем иметь дело с таким финансовым учреждением;
3) получил негативный отзыв на уважаемом профессиональном форуме в нашей всемирной паутине.
И ещё, претензий к девушке-представителю банка "Ренессанс", принимавшей у меня документы, я не имею - достаточно компетентна, любезна, все действия уверенны и чётки, думаю, всё, что было в пределах её компетенции, она выполнила верно (могу, конечно, и ошибаться).
Вот такая моя история трёхдневной давности, прочтите и подумайте, а выбор за Вами!
С уважением ко всем, кто прочёл.
Если будут вопросы - пишите, постараюсь ответить. Адрес:
nikedon@gmail.com