03.03-03: К вопросу о реальности "пузыря" в КНР.

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Архів відео дяді Саші. Обговорення економічних питань, а також відео. Підбиття підсумків і висновки, аналіз статистики, енергетики та промисловості
Повідомлення Додано: Сер 03 бер, 2010 11:35

03.03-03: К вопросу о реальности "пузыря" в КНР.

Насколько реален «пузырь по-китайски».



Накануне Китайского Нового года Народный банк Китая (НБК) удивил рынок, объявив во второй раз в течение одного месяца об увеличении коэффициента обязательных резервов на 50 пунктов, доведя его до 16,5%. Незадолго до этого, правительство Китая приняло меры для прекращения излишнего заимствования местными органами власти (через местные государственные инвестиционные корпорации) и успокоения лихорадочного местного рынка жилой недвижимости, путем повышения первоначального взноса для покупателей второго жилья, а также норматива достаточности капитала для застройщиков.

Это последнее ужесточение денежно-кредитной политики в Китае отражает растущую обеспокоенность властей в отношении ликвидности. В 2009 году денежный агрегат М2 (ключевой индикатор, используемый для прогнозирования инфляции) увеличился на 27% по сравнению с прошлым годом, а кредитование увеличилось на 34%. В январе 2010 года, несмотря на «административный контроль» финансовых кредитных линий (НБК, фактически, установил лимит кредитования для коммерческих банков), годовой темп роста банковского кредитования составил 29%, дополнительно к значительному увеличению за аналогичный период в предыдущем году. Несмотря на то, что уровень инфляции остается низким, составляя 1,5%, в последние месяцы наблюдался его рост. Цены на жилье в большинстве столичных городов также стремительно повышались.

Указанные факторы стали причиной того, что ученые, постоянно следящие за событиями в Китае, стали считать экономику страны экономикой «мыльного пузыря», если не прогнозировать резкое снижение развития в 2010 году. Однако указанное суждение является, в лучшем случае, преждевременным.

Несомненно, Китай может иметь устойчивую тенденцию к возникновению «пузырей», частично потому, что люди в странах с быстро развивающейся экономикой становятся менее осторожными. Тридцать лет стабильного роста без серьезных экономических кризисов делает людей менее осведомленными о негативных последствиях развития экономики чрезмерно высокими темпами и появления «пузырей». Вместо этого, они настолько доверчивы, что часто обвиняют правительство в ограничении еще более быстрого роста экономики.

Кроме того, имеется несколько специфических факторов, которые делают Китай уязвимым со стороны фиктивных компаний. Большой государственный сектор Китая (составляющий более 30% ВПП) обычно легкомысленно относится к убыткам, благодаря мягким бюджетным ограничениям на величину капиталовложений. Местные органы власти также достаточно легкомысленны и часто забывают об обслуживании задолженности. В дополнение, различные структурные проблемы, в том числе большие и увеличивающиеся расхождения в доходах, приводят к серьезной потере сбалансированности в экономике.

Однако нет необходимости, чтобы тенденция в сторону возникновения пузырей стала реальностью. Хорошей новостью является то, что лица, определяющие политический курс в Китае, бдительны и готовы напасть на зарождающиеся пузыри, иногда с помощью непопулярного вмешательства, такого как, например, недавние денежно-кредитные меры.

Независимо от существующих мнений о таких мерах, политические действия по предотвращению, практически, всегда лучше, чем отсутствие каких-либо действий в условиях развития экономики чрезвычайно быстрыми темпами. Несмотря на то, что многие политические действия могут подвергаться критике как излишне «административные» и не позволяющие рыночным силам сыграть свою обоснованную роль, они могут быть единственным способом борьбы с китайскими «административными предприятиями».

В любом случае, новая политика должна успокоить тех, кто опасается, что центральное правительство Китая будет просто наблюдать за ростом «пузырей» или что у него отсутствует адекватная независимая макроэкономическая политика для оказания влияния на них. Последствия внезапного появления пузырей в Японии в 1980-е годы и в прошлом году в США являются эффективным обоснованием действий китайского правительства, хотя наследие функционирования централизованной системы может объяснить, почему она имеет проверенные возможности для таких решительных действий. В конце концов, несмотря на то, что современная рыночная экономика предоставляет обоснованные рамки для выработки политических решений, и китайские бюрократы интенсивно этому учатся, в качестве нетрадиционной меры для выхода из ситуации, в случае неэффективности рыночной экономики, в девятнадцатом веке возникла идея плановой экономики.

Некоторые предпочитают, чтобы Китай перешел к полностью свободному рынку без какого-либо регулирования и управления. Однако сегодняшние кризисы напомнили всем, что рыночный фундаментализм также имеет свои недостатки. Ни у кого нет проверенных возможностей для исключения возникновения пузырей в экономиках, в которых разрешено функционирование рынка. Тем не менее, если колебания могут быть, как говорил Джон Мейнард Кейнс, «сглажены», то общая экономическая эффективность может быть улучшена.

Правительственные инвестиции, представляющие собой основную часть китайского стимулирующего антикризисного пакета, должны помочь в решении этой проблемы. Примерно 80% от их общей суммы направлено в государственные области, финансируемые из бюджета, например метрополитен, железные дороги, городские проекты, которые в значительной степени считаются долгосрочными товарами общественного потребления. Являясь таковыми, они не приведут к росту пузыря, немедленно вызывая появление избыточных мощностей в отрасли.

Кроме того, рост банковского кредитования в 2009 году примерно на 40% предотвратил увеличение бюджета, т.к. реализация проектов была начата до распределения бюджета, необходимого для их финансирования. Избыточное заимствование средств местными органами власти и в самом деле представляло собой риск, как для банковской системы, так и для экономики в целом. Однако, принимая во внимание низкий коэффициент отношения «государственная задолженность/ВПП» (всего 24% даже после антикризисного стимулирования), безнадежные кредиты не являются опасной проблемой. Фактически, они могут полностью покрываться до тех пор, пока годовой рост ВПП останется на уровне 8-9% и, что более важно, до тех пор, пока заимствования местных органов власти будут ограничиваться.

И, наконец, соотношение собственных и заемных средств остается достаточно низким по сравнению с остальными странами. Использование банковских кредитов для спекуляций на рынках ценных бумаг и недвижимости до сих пор практически запрещено. В этих правилах могут быть «лазейки» и пробелы, тем не менее, жестко управляемая защитная система существует.

Итак, возможно ли в Китае появление «пузырей» в экономике? Может быть. Однако они пока не появились и, в случае появления, они могут эффективно ограничиваться. Железной рукой администрирования.
дядя Caша
Аватар користувача
Нострадамус Jr
 
Повідомлень: 71332
З нами з: 29.05.06
Подякував: 4685 раз.
Подякували: 8697 раз.
 
Профіль
1
1
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 0 гостей
Модератори: Ірина_, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
0 3618
Переглянути останнє повідомлення
Сер 19 гру, 2012 10:08
дядя Caша
0 3502
Переглянути останнє повідомлення
Сер 19 гру, 2012 10:04
дядя Caша
0 3793
Переглянути останнє повідомлення
Сер 19 гру, 2012 10:00
дядя Caша
Топ
відповідей
Топ
користувачів
реклама
Реклама