11.03-4: Спасение Эллады похищенной Европой? Ч2

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Архів відео дяді Саші. Обговорення економічних питань, а також відео. Підбиття підсумків і висновки, аналіз статистики, енергетики та промисловості
Повідомлення Додано: Чет 11 бер, 2010 10:47

11.03-4: Спасение Эллады похищенной Европой? Ч2

Спасение Эллады похищенной Европой? Ч2



В конечном счете, проблемы экономики Греции разрешимы – такого рода кризис в условиях наличия финансовых гарантий и поддержки со стороны ЕС вряд ли может привести к последствиям, сопоставимым по масштабам с первой волной кризиса 2007–2008 годов. Суверенный кризис легче диагностировать и «пролечить» по сравнению с кризисом, который концентрируется на корпоративном уровне (на уровне отдельных отраслей или групп компаний), где проблемы финансовой прозрачности и возможные каналы распространения кризисных явлений сложнее определить.

С другой стороны, разрешение суверенных финансовых кризисов в значительной степени зависит от политической воли стран, и в этом отношении задачи перед греческой экономикой стоят крайне сложные – снижение бюджетного дефицита в стране с сильными профсоюзами и левыми политическими партиями будет крайне непростым. Остаётся надеяться, что современная греческая одиссея завершится успешным обретением утерянной экономической стабильности – от этого во многом будет зависеть самочувствие не только еврозоны, но и мировых финансовых рынков.

История XIX века полна сочными историями великих держав, наводивших финансовый порядок в интересах своих банков. Каноническими примерами внешнего управления являются Египет (номинально принадлежавший Оттоманской Империи) и сама Оттоманская Империя во второй половине позапрошлого века. Египетский госдолг как международная дипломатическая проблема возник в 1858–1873 гг. К 1875 на оплату только процентов по этим долгам уходило 80% доходов Египта. В итоге сложного военно-переговорного процесса Египет передал весь бюджетный процесс страны под внешний контроль. Иностранцы были официально введены в египетский кабинет, сформированный под руководством марионеточного премьера. Пост министра финансов занял британец, француз получил портфель министра общественных работ. Италия и Австрия получили посты генерального контролёра и заместителя министра финансов. Возникший конфликт между правительством и королем привел к отставке «европейского министерства», дефолту и низложению короля. В 1880-м был объявлен окончательный дефолт по внутренним займам, на внешние займы ассигновывалось около 60% всех государственных доходов. Кроме того, все излишки шли не на управление, но на погашение основной суммы долга. Система работала откровенно плохо: последовали серия восстаний, оккупация страны Англией и передача колониальной администрации всех финансовых полномочий. Сахибы в белых пробковых шлемах добились в трёхлетний срок бездефицитного бюджета – но бюджет страны последующие 50 лет фактически работал только на кредиторов.

Катастрофический рост внешнего долга Оттоманской империи тоже занимал мировую дипломатию много десятилетий. В 1875 г. Турция объявила первый дефолт, заявив, что впредь в течение 5 лет будет уплачивать лишь половину причитающихся с неё ежегодных платежей. После долгого военного давления и проигрыша русско-турецкой войны по требованию держав султан издал декрет о создании Управления Оттоманского государственного долга, в ведение которого переходило для обеспечения платежей по долгу непосредственное взимание важнейших налогов и сборов. Управление возглавлялось Советом Оттоманского долга в составе представителей кредиторов, без участия турок. Внешний контроль был одним из основных поводов к младотурецкой революции и борьбе за восстановление суверенитета.

Не все истории были столь удачны для кредиторов: неурегулированные долги привели к «спецоперации» 1862 года со стороны Австрии, Франции и Испании по установлению внешнего контроля за финансами Мексики, провозглашению там карманной империи, гражданской войне, победе мексиканцев (не без помощи США) и аннулированию довоенных внешних долгов.

Вспомнив золотое время, попробуем представить себе, как может внешнее управление выглядеть в современных условиях – в мире XXI века с заботой о правах человека и национальном суверенитете. Кто-нибудь серьезно верит, что бундесвер торжественно прошествует к Национальному Банку Греции и принудит депутатов к экономии? Или что греческий кабинет под руководством «империалистической марионетки» Папандреу будет сформирован из немцев и скандинавов? Или даже в то, что европейские структуры получат право вето при определении финансовой политики страны? Как говорил товарищ Сухов: «Это вряд ли».

Новое время на наших часах. Во-первых, греческие госслужащие имеют явный приоритет над злобными банкирам, во-вторых, на очереди стоят Португалия, Испания и Италия – страны с хромающим качеством управления и серьезными бюджетными перекосами, а бундесвер и французский флот не резиновые. «В реале» угрозы внешнего управления останутся только угрозами, а будет выбран более традиционный европейский шлях. Скрепя сердце, ЕЦБ и более платежеспособные страны выдадут гарантии, дефицит бюджета будет несколько урезан, европейская налоговая и бюджетная политика будет еще более унифицирована. Возможно, в Афины будут присланы советники-контролеры (по аналогии с присылкой финансовой «зондеркоманды» во главе со Стенли Фишером в Израиль в 1984–1985 годах) с широкими полномочиями.

Европейский Валютный Фонд также, скорее всего, создан не будет: проблемных стран не так много, а их ситуации требуют индивидуального подхода со стороны небольшого же числа стран-доноров. Более того, у Еврокомиссии и ЕЦБ возможностей будет поболее, чем у новой непонятной структуры. Разве что понадобится новая кормушка для евробюрократов – каким стал ЕБРР, – но это к спасению Греции прямого отношения не имеет.

Финансовые кризисы в соседних странах не раз приводили к расширению государств, а не к чисто финансовому контролю, более присущему колониям. Современная Великобритания – продукт жесточайшего финансового кризиса в Шотландии, по мнению многих историков, ставшего основным поводом к унии 1707 года. Вполне возможно, Еврофедерация будет продуктом кризиса-2010. При этом сам процесс унификации в отличие от прошлых веков будет небыстрым, кредитный риск и ставки, скорее всего, вырастут у всех членов еврозоны, немецкий и голландский избиратель будет недоволен, – но думать и протестовать надо было пятнадцать лет назад, когда создавалась Еврозона. Ну а в Лондоне, Осло, Стокгольме и других не вошедших в еврозону диссидентах будут рады хотя бы тому, что тамошним правительствам надо решать исключительно свои проблемы.

Кстати, тем временем греки опередили самих себя в сокращении бюджетного дефицита.

Греция представила 10-го на рассмотрение Евросоюза отчет по сокращению дефицита бюджета страны. В документе, в частности, отмечается, что Афины опережают свой собственный план по урезанию бюджетного дефицита и пока властям удается сдерживать госрасходы, передает Reuters.
Правда, существует ряд факторов, которые могут помешать сократить дефицит бюджета страны, говорится в докладе. Среди такого рода факторов – ухудшающаяся макроэкономическая среда и высокие ставки по греческим гособлигациям.

«Сохранение ставок по госбумагам на высоком уровне может привести к пересмотру бюджетных статей расходов в 2010г. В этой связи могут потребоваться дополнительные расходы на выплаты процентов», - подчеркивается в документе, опубликованном в среду греческими властями.

В докладе также говорится, что сокращение ВВП Греции по итогам текущего года может оказаться больше прогнозируемых 0,3%. Правда, невысокие темпы роста греческой экономики могут быть «смягчены» стабильным ростом мировой экономики, что также положительно отразится на внешнеторговом балансе страны.
В настоящее время Греция переживает серьезный долговой кризис. По итогам прошлого года дефицит бюджета страны достиг 12,7% от ВВП, тогда как предельно установленный ЕС «потолок» по этому показателю составляет 3%. Уже в этом году Афины должны сократить дефицит госбюджета как минимум на 4 процентных пункта – до 8,7%.

В начале марта греческие власти представили детали плана спасения национальной экономики, призванного сократить дефицит бюджета на 4,8 млрд евро, что соответствует примерно 2% от ВВП. Власти основательно урезали свои расходы, при этом обложив налогами практически всех.
Тем не менее этих мер все равно недостаточно, чтобы провести заявленное сокращение дефицита бюджета на 4% от ВВП - до 8,7%. В греческом министерстве финансов заявляют, что правительство исчерпало все свои возможности и теперь рассчитывает на поддержку ЕС.
Между тем Евросоюз требует от Афин немедленного прогресса в программе стабилизации бюджета и госзаимствований. В середине марта текущего года министры финансов ЕС встретятся, чтобы оценить ход греческой антикризисной программы. Они готовы наложить на Грецию санкции, если Афины не будут справляться с принятыми обязательствами. И, судя по всему, начнут со злополучного быка, некогда похитившего симпатичную Европу. Заставив его трудиться как вола.
дядя Caша
Аватар користувача
Нострадамус Jr
 
Повідомлень: 71332
З нами з: 29.05.06
Подякував: 4685 раз.
Подякували: 8697 раз.
 
Профіль
1
1
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 0 гостей
Модератори: Ірина_, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
0 4288
Переглянути останнє повідомлення
Сер 24 кві, 2013 06:34
дядя Caша
0 4086
Переглянути останнє повідомлення
Сер 24 кві, 2013 06:33
дядя Caша
0 4145
Переглянути останнє повідомлення
Сер 24 кві, 2013 06:31
дядя Caша
Топ
відповідей
Топ
користувачів
реклама
Реклама