07.05-4: Финансовый кризис: разбор полетов с оргвыводами.

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Архів відео дяді Саші. Обговорення економічних питань, а також відео. Підбиття підсумків і висновки, аналіз статистики, енергетики та промисловості
Повідомлення Додано: П'ят 07 тра, 2010 08:35

07.05-4: Финансовый кризис: разбор полетов с оргвыводами.

Финансовый кризис: разбор полетов с оргвыводами.




Министр финансов США Тимоти Гейтнер возложил часть ответственности за финансовый кризис на конгресс, не сумевший вовремя наделить регуляторов достаточными полномочиями по контролю за рисками в финансовой системе. С соответствующими заявлениями Т.Гейтнер выступил 06 мая на очередном слушании Комиссии по расследованию причин финансового кризиса в Вашингтоне.
По словам Т.Гейтнера, финансовые регуляторы исправно следили за состоянием «традиционной» банковской системы, однако не имели должных полномочий по контролю за так называемой «теневой», или параллельной, банковской системой, в недрах которой и зародился финансовый кризис.

«Федеральный резерв не имел законодательных полномочий устанавливать и контролировать нормы достаточности капитала в отношении крупных институтов помимо банковских холдинговых компаний, в отношении инвестиционных банков, диверсифицированных финансовых институтов, таких как AIG и, наконец, сотен других небанковских финансовых учреждений, которые конкурировали на ниве ипотечного, потребительского и бизнес-кредитования», - сказал, в частности, Т.Гейтнер.

«Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) не имела легальных полномочий устанавливать и контролировать соблюдение требований к капиталу на консолидированной основе для всего массива деятельности инвестбанков», - продолжил министр финансов.

«История нынешнего кризиса полна примеров, когда регуляторы не сумели использовать полномочия, которые были у них заранее, по сдерживанию рисков в системе. Однако основной причиной кризиса стал тот факт, что регуляторам не были предоставлены законодательные полномочия по ограничению рисков в параллельной финансовой системе», - подчеркнул Т.Гейтнер.
Т.Гейтнер также заявил, что у конгресса США есть шанс наверстать упущенное: для этого законодателям необходимо во что бы то ни стало одобрить предложенную Белым домом реформу системы финансового регулирования.
Министр финансов в администрации Барака Обамы Т.Гейтнер во время острой фазы кризиса в 2008г. занимал пост председателя Федерального резервного банка Нью-Йорка.

Демарш министра заставил нас «копнуть поглубже» и в результате родился вывод:
Финансовый кризис 2007-2008 гг. – рукотворный, и его основная цель лежит в области внутренней политики США. И у штатовского Минфина «рыльце тоже в пушку».

По законам жанра начнем со знакомства с действующими лицами и исполнителями этой драмы: Минфин США, ЦБ Японии, ФРС.

Предыстория в фактах и процентах.

1) ФРС в 2000–2005 гг. держит очень низкую ставку.
2) ЦБ Японии в 2000–2006 гг. держит ставку практически нулевой.
3) Минфин США в 2002–2006 гг. резко сокращает эмиссию 30-летних бумаг.
4) В 2005–2006 гг. ФРС наращивает ставку до 6%.
5) В 2007 году ФРС резко увеличивает эмиссию 30-летних бумаг.
6) В 2007 году ЦБ Японии дважды повышает ставку до 0,5% а ломбардную ставку – до 0,75%.

Собственно, налицо «конспект» нынешнего кризиса. Внесем подробности.

1) Низкие ставки ФРС приводят к появлению целого класса ипотечных заемщиков, которые берут кредит с плавающей, привязанной к ставке ФРС, процентной ставкой.

2) Иена превращается в главную валюту мирового кэрри-трейдинга. Из Японии устремляется мощнейший поток дармовой ликвидности.

3) Население Японии и Европы стареет. Норма сбережений в Японии близка к китайской и составляет около 30%, в ЕС – 9%. Это «длинные», по большей части «пенсионные» деньги, которые требуют инструментов для инвестирования соответствующей срочности. До 2002 года таковыми были супернадежные 30-летние гособлигации США. В 2002 году этот инструмент волевым решением Минфина США исчезает с рынка, освобождая место для…кого? Вы правильно догадались.

Необходимое отступление. Для меня было загадкой, каким образом удалось выстроить систему, в которой инвесторы готовы идти на несоизмеримые с выигрышем риски: то есть, ради 1–1,5–2% годовых покупать не гособлигации США, а ипотечные бумаги. Оказывается все было просто: для того чтобы инвесторы покупали будущий сабпрайм, с рынка просто убрали главную альтернативу – длинные гособлигации США. И сделал это не кто иной, как Минфин США. Так же существенную роль сыграла обезличенность денег, отсутствие у них реального хозяина, помноженная на страсть наемного менеджмента к системе бонусов.

Промежуточный итог. Выстроилась следующая система: фондирующиеся в Японии спекулянты раскрутили рынок сабпрайма, выступая промежуточными покупателями-посредниками, конечными покупателями в условиях исчезновения новых выпусков длинных бумаг Казначейства США и резкого падения доходности по остающимся в обращении, выступили пенсионные фонды и банки всего мира – ведь ипотечные бумаги имеют те же сроки обращения.

4. ФРС поднимает ставку. Результат – резкое удорожание обслуживания ипотечных кредитов с «плавающей» ставкой. В 2006 году заемщики еще пытаются бороться, в 2007 – нарастающий вал дефолтов, появление термина «сабпрайм», растущие сомнения в качестве всех выпущенных ипотечных бумаг, а это – $5,5 трлн. Так же в результате дефолтов на рынке появляются первые объемы изъятого у заемщиков жилья – рост цен на жилье в США останавливается и даже показывает первые признаки падения, что наносит второй мощный удар по ипотечным бумагам. Ведь кредитор знал, что даже если конкурентный заемщик не сможет оплачивать свой кредит, то у него остается растущий в цене актив в виде дома. А теперь ситуация кардинально переменилась. Как мы видим, поднимая ставку в 2006 году, ФРС нанесла скоординированный с Минфином США И ЦБ Японии удар по рынку ипотечных бумаг в 2007.

5. Минфин США в 2007 году наращивает выпуск 30-летних бумаг, обрушивая тем самым рынок ипотечных бумаг. С одной стороны, у конечных инвесторов появляется альтернатива ипотечным бумагам и спрос на последние падает, с другой – значительная часть владельцев ипотечных бумаг стремится заместить их в своем портфеле более надежными гособлигациями США, и утратившие привлекательность активы в огромном количестве выбрасываются на рынок.

6. И вот тут свой удар наносит ЦБ Японии: он лишает посредников ликвидности! Иена стремительно дорожает, отыграв к доллару 30%, – чтобы минимизировать потери, кэрри-трейдеры пытаются избавиться от активов, переставая покупать ипотечные бумаги, с одной стороны, с другой же – выбрасывая на него те объемы, которые они еще не успели перепродать конечным покупателям.

Итог – полный коллапс рынка ипотечных бумаг скоординированными во времени усилиями тех же, кто его создал, – ФРС, ЦБЯ и Минфина США.

Вывод: финансовый кризис 2007–2008 гг. – рукотворный. И Гринспену, который вместе с Бернанки разыграл эти карты, действительно, ничего не остается, кроме как нести в свое оправдание явную чушь; ну, не может же он сказать: «Ребята, мы сделали это специально».

Остается выяснить зачем городился весь этот огород. Основная цель лежит в области внутренней политики США. Точнее, правда, будет сказать, что это – одна из целей. Остальные лежат уже в области бизнеса. Но основная – именно внутриполитическая.

Вспомним, что последний настоящий кризис в США завершился в 1982 году. На фондовом рынке есть поговорка, гласящая, что «деревья не растут до небес». В нашем случае это означает, что рано или поздно должен случиться новый кризис. Причем, чем дальше от 1982 года, тем его наступление было все вероятнее. И политическая элита США – как республиканцы, так и демократы – вполне осознавали этот момент. При этом у обеих сторон стоял перед глазами пример старшего Буша – суперпопулярного в результате выигранной первой войны в Заливе, и тут же, чуть ли не на гребне популярности проигравшего выборы Клинтону из-за ухудшения дел в экономике. То есть, все понимали: проиграет тот, на чей период правления придется кризис. Именно поэтому с конца 1990-х американская экономическая политика характеризуется «убеганием от кризиса».

Именно с целью убежать от кризиса, перенести его на более поздний срок Клинтон в 1999 году отменил закон Гласса-Стигала, что привело к надуванию грандиозного пузыря на рынке недвижимости, который на несколько лет поддержал экономический рост, отсрочив кризис. Делал это Клинтон, естественно, не для Буша-младшего, а для Эла Гора, которого видел своим преемником. Однако по договоренности сторон следующим президентом стал Буш-младший. Он не стал отказываться от наследства Клинтона и как раз и надул тот самый пузырь, который собирались надуть демократы. Но – президентство Буша-младшего стало результатом договоренностей республиканцев и демократов суть которых в том, что демократы признают победу Буша в 2000 году в обмен на гарантию со стороны республиканцев на приход в 2008 году президента-демократа. Сдули же пузырь республиканцы для того, чтобы:

– кризис, наконец, случился;

– он пришелся на правление демократов;

– серьезно повысились шансы республиканцев на выборах 2012 года.
Вот и вся анатомия катаклизма.
дядя Caша
Аватар користувача
Нострадамус Jr
 
Повідомлень: 71332
З нами з: 29.05.06
Подякував: 4685 раз.
Подякували: 8697 раз.
 
Профіль
1
1
Повідомлення Додано: П'ят 07 тра, 2010 16:52

Вот за этот обзор отдельное спасибо.
Vostock
Аватар користувача
 
Повідомлень: 1290
З нами з: 27.08.08
Подякував: 210 раз.
Подякували: 147 раз.
 
Профіль
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 1 гість
Модератори: Ірина_, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
0 3649
Переглянути останнє повідомлення
Сер 10 лип, 2013 06:16
дядя Caша
0 4087
Переглянути останнє повідомлення
Сер 10 лип, 2013 06:15
дядя Caша
0 4029
Переглянути останнє повідомлення
Сер 10 лип, 2013 06:14
дядя Caша
Топ
відповідей
Топ
користувачів
реклама
Реклама