31.05-3-2: Игры в союзы или таможня не дает добро. ЧII.

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Архів відео дяді Саші. Обговорення економічних питань, а також відео. Підбиття підсумків і висновки, аналіз статистики, енергетики та промисловості
Повідомлення Додано: Пон 31 тра, 2010 09:52

31.05-3-2: Игры в союзы или таможня не дает добро. ЧII.

Игры в союзы или таможня не дает добро. ЧII.




В пятницу премьеры России и Казахстана Владимир Путин и Карим Масимов подписали документы о создании единой таможенной территории — без участия Белоруссии, чей премьер Сергей Сидорский в последний момент категорически отказался приехать в Петербург. Очевидцы отмечают, что, хотя бы на некоторое время избавившись от Белоруссии, участники переговоров, судя по всему, вздохнули с большим облегчением.

Накануне Сидорский подтвердил, впрочем, что будет в Санкт-Петербурге, потому что многие вопросы, которые вызывали сомнения у Белоруссии, были за эту неделю сняты. Так, Россия согласилась изъять из договоренности по Таможенному кодексу унификацию пошлин на ввоз автомобилей для физических лиц.

Между тем, гораздо больше Белоруссию волновала другая проблема: снижение таможенных тарифов на вывоз российской нефти и нефтепродуктов. Белоруссию не смущает, что такие договоренности не имеют отношения к Таможенному кодексу и связаны с соглашением о Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Видимо, известие о том, что по этому пункту никаких решений не предвидится, и остановило господина Сидорского на пути в Петербург.

Таким образом, Россия и Казахстан автоматически ввели в действие план «Б», в сердцах обнародованный первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым еще неделю назад на переговорах в трехстороннем формате.

Тогда было решено, что соглашения по Таможенному кодексу будут подписаны Россией и Казахстаном и вступят в силу все-таки с 1 июля.
Путин вспомнил про вывозные экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и повторил, что они применяться не станут, только если будет подписано создание ЕЭП. То есть в рамках Таможенного союза эта проблема обсуждаться не будет.

Казахстанский премьер поблагодарил за изъятие из Таможенного кодекса вопроса о вывозе автомобилей:

— К сожалению, белорусская сторона здесь не присутствует,— развел руками господин Масимов.— Мы ждали, что белорусская сторона присоединится к нашему двустороннему соглашению — на тех условиях, на которых мы с вами договорились.

Договорились господа Путин и Масимов очень быстро. Через полчаса они уже подписывали соглашение насчет всех спорных вопросов. Это соглашение позволяет на двусторонней основе ввести в действие Таможенный кодекс с 1 июля.

Таким образом, все было наконец-то кончено.

Прежде всего для Белоруссии.

Меж тем, высокие договаривающиеся стороны как будто представления не имели, что казахстанская нефть обходит Россию.

На неделе завершился четырехдневный визит турецкого президента Абдуллы Гюля в Казахстан, в ходе которого он сделал заманчивое предложение Нурсултану Назарбаеву: поставлять казахстанскую нефть на мировой рынок по турецкому трубопроводу Самсун–Джейхан. Это предложение, по мнению экспертов, вписывается в канву казахстанской стратегии многовекторности маршрутов и уменьшает зависимость Казахстана от транзита через Россию.

Выступая перед депутатами казахстанского парламента, президент Турции Абдулла Гюль сказал: «Наше энергетическое сотрудничество приобретет новое измерение с направлением казахстанской нефти по нефтепроводу Самсун–Джейхан, над которым сейчас ведутся работы».

Как известно, у Казахстана давно сформулирована энергетическая политика, которая направлена на диверсификацию экспортных маршрутов. Казахстан поставляет свою нефть на Восток по нефтепроводу Атасу–Алашанькоу в Китай и на Запад – через территорию России по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В обход России Казахстан поставлял свою нефть на мировой рынок по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) и по железной дороге через порты Батуми, где нефтяной терминал принадлежит казахстанской национальной компании «КазМунайгаз», и Кулеви, принадлежащий Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР). Однако все эти маршруты проходят через пролив Босфор, у которого ограничена пропускная способность. А Казахстан заявил, что будет наращивать экспорт нефти. Поэтому предложение турецкого лидера Абдуллы Гюля поставлять казахстанскую нефть по нефтепроводу Самсун–Джейхан пришлось кстати.

Строящийся нефтепровод Самсун–Джейхан проходит с севера на юг Турции в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Проект предназначен для поставки нефти с Черноморского бассейна на европейские рынки. Пропускная способность 555-километровой магистрали достигнет 1,5 млн. баррелей в сутки.

Однако проблема в том, что Астана в начале года была вынуждена остановить прокачку нефти по БТД из-за того, что Азербайджан поднял пошлины на транзит казахстанской нефти. В Баку хотели, чтобы казахстанская нефть шла только через азербайджанский порт Кулеви на Черном море. Это обычные торговые войны между конкурентами. Но договариваться придется, поскольку Казахстан заявил, что будет поэтапно выходить на экспорт большой нефти. Для этого он намерен закупать и строить новые танкеры грузоподъемностью под 60 тысяч тонн нефти. Полагаю, турецкое предложение скорее всего примут в Астане.

Казахстану турецкий маршрут нужен. Но трубопровод Самсун–Джейхан заработает лишь тогда, когда будет достаточно гарантий заполнения этой трубы проектируемой мощностью 50–70 миллионов тонн нефти в год. Впрочем, Казахстан планирует увеличить добычу нефти в Каспийском море на месторождении Кашаган и на сопредельных месторождениях. Кроме того, планируется увеличение добычи на месторождении Тенгиз. Поэтому есть смысл подумать над тем, чтобы транспортировать нефть по обходящему Россию маршруту. Невзирая на Таможенный союз и прочие, казалось бы, прочные нити, связывающие Москву и Астану.

Последнее обстоятельство еще раз доказывает мертворожденность очередной консолидирующей инициативы Кремля по синтезу низкорентабельных (в первую очередь для самой России) геополитических проектов.
дядя Caша
Аватар користувача
Нострадамус Jr
 
Повідомлень: 71332
З нами з: 29.05.06
Подякував: 4685 раз.
Подякували: 8697 раз.
 
Профіль
1
1
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 2 гостей
Модератори: Ірина_, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
0 3791
Переглянути останнє повідомлення
Пон 18 чер, 2012 11:16
дядя Caша
0 3703
Переглянути останнє повідомлення
Пон 18 чер, 2012 11:14
дядя Caша
0 3576
Переглянути останнє повідомлення
Пон 18 чер, 2012 11:13
дядя Caша
Топ
відповідей
Топ
користувачів
реклама
Реклама