09.07-1-2:Бюджетные страдания-2.

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Архів відео дяді Саші. Обговорення економічних питань, а також відео. Підбиття підсумків і висновки, аналіз статистики, енергетики та промисловості
Повідомлення Додано: П'ят 09 лип, 2010 09:42

09.07-1-2:Бюджетные страдания-2.

Бюджетные страдания-2.

Бюджетный цуг цванг «по-русски».




Для сокращения текущего дефицита России придется залезть в долги или уповать на подорожание нефти.

Проблема бюджетного дефицита в России видится экономистам почти нерешаемой. С одной стороны, власти планируют к 2013 году вдвое уменьшить бюджетную дыру. Но с другой стороны – резервов для этого практически нет, учитывая необходимость выполнять взятые на себя повышенные социальные обязательства, истощение резервных фондов, а также возможную перспективу снижения нефтяных цен.

Российские экономисты предсказывают обострение бюджетной проблемы в ближайшие годы. В предвыборный период деньги правительство изыщет. Но затем придется идти на непопулярные меры – от повышения пенсионного возраста до сокращения помощи регионам и увеличения акцизов.

Дмитрий Медведев призывает к сокращению дефицита бюджета к 2013 году вдвое по сравнению с уровнем 2009 года. Минфин ставит эту задачи более жестко. Буквально на днях Алексей Кудрин озвучил свои проектировки, согласно которым бюджетный дефицит, который в 2009 году составил почти 6%, а сегодня – около 5,4%, должен сократиться к 2011 году до 4%, в 2012-м – составить 3%, а к 2015 году – 0%.
Но как этого добиться, не совсем понятно.

Как известно, в бюджетном послании можно увидеть и признаки подготовки к повышению пенсионного возраста. Если наши дорогие соседи хотят одновременно добиться приемлемого соотношения пенсий с заработной платой и при этом не допустить дефицита пенсионной системы, то в среднесрочной перспективе они должны будут принимать подобные решения. В противном случае это поручение выполняться не будет.

Для решения проблемы дефицита бюджета придется идти на жертвы, и аналитики уже знают, где ждать сокращения затрат. По их мнению, под секвестр попадут образование, здравоохранение, национальная экономика и трансферты регионам.
Российские коллеги полагают, что если в этом году по направлению «национальная экономика» тратили около 3% ВВП, то в 2011-м – это будет 2,4%, в 2012-м – 1,5%, а в 2013-м – еще меньше.
Сложно одновременно поддерживать высокий уровень затрат на социальные обязательства и при этом сокращать дефицит бюджета.

Кроме того, надо отметить тот факт, что если сравнивать приоритеты в проведении антикризисной политики в России и других странах, то у наших соседей власти очень любят говорить о социальной защищенности граждан. Но теперь выбраться из этой ловушки, в которую власти сами себя и загнали, будет очень сложно. Ближайшие два года в России являются выборными, и власти не смогут пойти на отмену обязательств, которые сами же на себя и взвалили. Но как их выполнить в условиях, когда цены на нефть могут пойти вниз – об этом, кстати, заявил и господин Кудрин, – пока непонятно.

Профильные гуру согласны с тем, что $60–65 за баррель – это вполне реальная оценка ближайших перспектив, учитывая, что нефтяной рынок сегодня во многом спекулятивный. К тому же, когда у России были средства, сконцентрированные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, можно было идти на внешние заимствования. Однако скоро этих средств не будет, и тогда условия кредитов резко поменяются, причем не в лучшую для наших соседей сторону.

Отрадным является лишь тот факт, что и само руководство России стало понимать всю опасность. Например, я отметил для себя, что в бюджетном послании российского президента была отмечена важность «повышения эффективности социальной защиты». Переводя с чиновничьего языка – это не повышение социальной защищенности, а лишь ее эффективности. Отрезвление все-таки наступает.
По нашему мнению, на 2011–2012 годы средства для выполнения всех принятых обязательств найдутся, но сложнее будет позже, когда откроется так называемое «окно политических возможностей» – то есть возможность принимать непопулярные меры. И первой из них станет скорее всего повышение пенсионного возраста.
Скорее всего можно будет ждать повышения акцизов, сокращения помощи регионам и, что самое печальное, снижения затрат по статье «национальная экономика». Тогда как вложения в инфраструктуру, транспорт, ЖКХ и т.д. могли бы позволить стране быстрее выйти из кризиса.

Впрочем, некоторые российские специалисты, работающие «на государство» считают, что нет ничего страшного в том, что Россия будет в ближайшие годы жить в условиях бюджетного дефицита и будет вынуждена занимать средства для его снижения. «Многие страны, в том числе и развитые, имеют куда более высокие показатели дефицита, и ничего страшного не происходит, – отмечают они. – Мексика, Турция, Таиланд не имеют никаких суверенных фондов, однако это не мешает им занимать деньги на довольно выгодных условиях». Хотелось бы охладить пыл этих «оптимистов от Казны». Дело в том, что занимать придется довольно много. Не 5 миллиардов, как в этом году, а $30 миллиардов и больше. Но ситуация в мире меняется в худшую сторону, так что стоимость заемных денег будет только расти.

Итак, в обнародованном на днях бюджетном послании президента РФ на 2011-2013 годы говорится, в частности, о снижении дефицита бюджета вдвое. На мой взгляд, такой план предполагает довольно расслабленные действия.

Мы понимаем, что Россия привыкла к дешевым деньгам и к тому, что их тратят без счета, — это своеобразный допинг, от которого трудно отказаться. Тем не менее, с чисто экономической точки зрения новое правительство наверняка пошло бы на более жесткие ограничения. Нынешний план означает, что будет сохраняться довольно высокая инфляция и, самое главное, окончательно растают резервные фонды. Таким образом станут еще более призрачными перспективы пенсионной реформы, поскольку главная ее проблема — переход от существующей ныне распределительной системы к накопительной, в рамках которой нужно каким-то образом примирить интересы нынешних и будущих пенсионеров. Государство должно было бы даже инвестировать в ту яму, которая образуется во времени.

Ранее Гайдар и другие экономисты высказывали идею о том, чтобы использовать деньги Фонда народного благосостояния как эндаумент или целевой капитал для Пенсионного фонда. Они преследовали цель заполнить имеющуюся пока яму и создать более нормальные условия, чтобы Пенсионный фонд в огромной доле не финансировался из бюджета. Этот момент наши соседи уже пропустили, кроме того, вбухали гигантские деньги в повышение пенсий, плюнув на все остальное. В прошлом году в РФ повысили пенсии на 41%.

Такие размашистые жесты делать не следовало, ведь где-то надо эти деньги брать — естественно, такие меры приводят к инфляции. Но повышать зарплату бюджетникам и военнослужащим, как предлагается в послании, надо. Одновременно армию, милицию и других бюджетников нужно по численности сокращать значительнее, чем это делается сейчас.

Что касается роли регионов в социальной политике, то, на мой взгляд, местные власти должны получить право собирать свои собственные налоги, причем решения по этому вопросу должны принимать местные представительные органы. Иногда, когда идет речь о серьезных проблемах, можно решать их с помощью местных референдумов. Это позволит существенно повысить финансовые возможности местного самоуправления, сделать его роль более значительной и, соответственно, активизировать население для решения этих задач. Известен опыт ряда регионов, где уже есть самообложение, и результат этих мер весьма положителен. Устанавливать налоги где-либо, кроме федерального центра, нельзя было в 1992—1995 годах — тогда отсутствовал опыт и проблемы были совсем другие. А сейчас это можно и нужно делать. Если это у них и приведет к инфляции, росту цен, то эти проблемы будут решать те органы, которые непосредственно их вызвали или с ними сталкиваются, которые работают рядом с населением. Не похоже, впрочем, что президент собирается предоставить регионам такую возможность.
В целом в регионах и в местных органах должна оставаться большая доля средств консолидированного бюджета, а льготы и трансферты должны сокращаться или отменяться. Но не полностью, здесь нужно смотреть по обстоятельствам, поскольку в регионах мы видим очень большой разброс по бюджетной обеспеченности. Некоторые регионы уже приучены сидеть на дотациях — нужно потихоньку от них отучаться.

Предложение, касающееся освобождения здравоохранения и образования от налога на прибыль, кажется мне резонным. Прибыль эта не так уж велика, мы не теряем каких-то критических сумм. Постоянная погоня за тем, чтобы что-то взять в пользу Федеральной налоговой службы с каждого рубля, не очень осмысленна. Особенно если мы теряем при этом в крупных вещах.

Президент говорит о необходимости ухода от сырьевой зависимости. Это правильно, но как правительство будет это осуществлять? Выясняется, что в условиях высоких цен на нефть в другие сектора экономики вкладывать деньги невыгодно, потому что есть более доходные объекты вложения. Это означает, что надо каким-то образом концентрировать определенные средства в федеральном бюджете и перераспределять в пользу перспективных отраслей. Но следует понимать, что те же инновации медленно дают отдачу. Проблема даже не в самих инновациях, а в создании условий для них — это и наука, и образование, и коммерциализация открытий в науке и технике. Кроме того, необходимо перевооружение старых отраслей обрабатывающей промышленности, чтобы они удовлетворяли внутренний рынок и в отдельных, довольно узких нишах могли выходить на экспортный рынок в тесном сотрудничестве с иностранными компаниями. На все это требуется много времени. Надо запастись терпением. Однако нет смысла сидеть на бережку и ждать, что вот-вот начнет капать — надо действовать.

Готовность к тому, чтобы тратить деньги, чтобы принимать решения по вопросам, которые не требуют никаких институциональных изменений, есть. Но этого мало. К институциональным изменениям, особенно таким, которые затрагивают положение нынешней правящей элиты, нет готовности. У меня ощущение, что элита хоть и разделена, но полностью солидарна в том, чтобы всеми силами держаться за свое положение и никого близко не подпускать. А со старыми стереотипами довольно трудно решать новые задачи, перед которыми россияне оказались после кризиса.

(окончание следует)
дядя Caша
Аватар користувача
Нострадамус Jr
 
Повідомлень: 71332
З нами з: 29.05.06
Подякував: 4685 раз.
Подякували: 8697 раз.
 
Профіль
1
1
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 1 гість
Модератори: Ірина_, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
0 3891
Переглянути останнє повідомлення
Вів 14 чер, 2011 08:28
дядя Caша
0 3947
Переглянути останнє повідомлення
Вів 14 чер, 2011 08:25
дядя Caша
0 4070
Переглянути останнє повідомлення
Вів 14 чер, 2011 08:23
дядя Caша
Топ
відповідей
Топ
користувачів
реклама
Реклама