Терроризм отмечает годовщину. Ч III
За 10 лет с момента начала первой якобы успешной кампании по борьбе с терроризмом во главе с только избранным тогда президентом Владимиром Путиным жизнь населения на Северном Кавказе уж точно не улучшилась, если не ухудшилась. При этом громкие теракты – от покушений на первых лиц республик до взрывов в местах массового скопления людей – практически не прекращались все эти годы, менялась лишь их интенсивность.
Террористическая зараза, если рассматривать ее в категориях заболевания, поражающего мозги и души людей, измученных полной безысходностью, приобрела здесь характер пандемии.
Никаких видных лидеров бандформирований вроде бы уже не осталось в живых, все уничтожены, а терактов в последнее время становится не меньше, а больше. Значит, у организаторов терактов есть люди и финансовые ресурсы. И значит, есть сами организаторы.
Конечно, и сейчас Владимир Путин может вести новую предвыборную кампанию с тем же обещанием победить терроризм, но нет никаких предпосылок для того, чтобы ситуация существенно изменилась к лучшему. Самый положительный опыт замирения Кавказа — Чечня — тоже не может похвастать стопроцентной безопасностью. Безработица там, по данным Росстата, составляет почти 60% трудоспособного населения. А личная роль Рамзана Кадырова в поддержании хрупкой стабильности представляется куда более значительной, чем роли Шамиля Басаева, Саида Бурятского и тем более нынешнего формального лидера террористического подполья Доку Умарова в поддержании боеспособности террористов.
Терроризм, похоже, становится просто естественным элементом жизни северокавказского региона, таким же, как специфическая система распределения государственных должностей или высокая рождаемость.
И никаких реальных рецептов изменения ситуации к лучшему федеральные власти пока предложить не в состоянии. Терроризм мешает экономическому развитию, отсутствие экономического развития создает базу для вербовки новых кадров в террористическое подполье — выбраться из этого замкнутого круга России не удается.
В такой ситуации впору говорить не об успехах в борьбе с терроризмом, а о том, чтобы количество терактов на Северном Кавказе не нарастало лавинообразно. Понятно, что сейчас российская власть в большей степени воспринимает эту проблему в сугубо тактическом контексте безопасности зимней Олимпиады-2014 в недалеком от зоны терактов Сочи.
А стратегические планы развития Кавказа до 2025 года как глобального курорта с вкраплением новых промышленных предприятий выглядят на фоне реальных событий совершеннейшей утопией.
Но в любом случае проблема не в том, что планы утопичны, а в том, что за десять лет «наведения порядка» российская власть не смогла принципиально изменить тренд развития Северного Кавказа. На Кавказе нет мира, а то, что на политическом языке принято называть «контртеррористическими операциями», продолжает оставаться латентной войной с непредсказуемым финалом.
В регионах, неблагополучных в экономическом, политическом, образовательно-культурном плане, где преобладает население, не имеющее элементарного образования, легко играть на инстинктах и определенных чувствах людей. К таким регионам можно отнести Афганистан, Пакистан, территорию проживания курдов в Турции, Палестинскую автономию.
Крымский полуостров, являющийся одним из депрессивных в экономическом плане украинских регионов, нельзя отнести к вышеуказанному списку. Межэтническая нестабильность являются главным конфликтным потенциалом автономной республики Крым. С начала 1990-х годов на полуострове активизировали свою деятельность радикальные исламские организации, такие как «Хизб ут-Тахрир», а татарская молодежь начала массово получать образование в Турции. Периодически в Крыму находят схроны с оружием, распространяется литература экстремистского толка. Все это свидетельствует о том, что властям надо быть очень аккуратными и проводить взвешенную стратегическую политику на полуострове.
Полагаю, что Москва в этом контексте могла бы помочь, укротив особо активных пророссийски-агрессивно настроенных лидеров полуострова и его окрестностей.
Украина просто обязана извлечь уроки из печального опыта борьбы с терроризмом в России. Терроризм появляется там, где есть социальная и экономическая неблагополучная ситуация – низкий уровень жизни, низкие зарплаты, безработица. Он появляется там, где существует несправедливость. Там, где нет обратной связи власти и общества, где власть оторвалась от народа, где процветает коррупция. Где не проводится грамотной межэтнической и религиозной политики, где нет нормального образования молодежи – факторы, которые, полагаю, способствуют проявлению терроризма в России.
Историческое прошлое, культура, а также современное «российское разгильдяйство» не позволяют Кремлю эффективно бороться с террором.
Западное общество, пронизанное духом индивидуализма и внутренней свободы, легче находит рецепты в борьбе с террором. Современные ценности людей Запада, вне зависимости от их религиозной принадлежности, делают общество монолитным против любых групп, исповедующих культ насилия во имя неких религиозных принципов. В России этого нет, потому что нет единых ценностей, – и власть, и общество пребывают в поиске – между авторитарной традицией и тем, что можно видеть на Западе.
И в этом вопросе не видно никакого просвета, а «сортирная» стратегия, предложенная некогда Путиным, как видим, не работает. Может попробовать что-то другое? Иные строения? Музеи, театры, школы, например?...