Газовая головная боль у РАО. Ч III
Проблемы развития туркменского экспорта на западном направлении подталкивают экспертов к новому взгляду на назначение трубопровода «Восток-Запад». А именно: может ли он использоваться для реверсной прокачки туркменского газа из Каспийской зоны в Китай, который гарантирует устойчивый спрос?
У российских (ангажированных) экспертов против этой версии есть несколько аргументов. Во-первых, «Восток-Запад» проектируется минимум на 30 млрд кубов в год, а это значительно больше, чем весь объем добычи в Западном Туркменистане. Во-вторых, отсюда уже экспортируется в Иран 8 млрд кубов в год. В результате, при реверсе «Восток-Запад» будет загружен в обозримом будущем на 30-50%, а это означает, что он станет убыточным для Ашхабада.
В-третьих, в Восточном Туркменистане, то есть гораздо ближе к Китаю, располагается гигантское разрабатываемое месторождение Довлетабад-Денмез, и новое Южный Иолотань-Осман с триллионными ресурсами газа. Для Ашхабада гораздо актуальнее стоит вопрос использования их огромных запасов, нежели доставка с другого конца страны не очень-то значительных, по туркменским меркам, объемов. Так что трубопровод «Восток-Запад» будет, скорее всего, обеспечивать поставки газа в соответствии со своим названием.
Единственное направление газоэкспортной политики Ашхабада, где риски и препятствия выглядят пока непреодолимыми, это южное: в виде проекта трубопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ). Его проектная пропускная способность планируется на уровне 20 млрд кубов в год. Официальные представители этих стран периодически встречаются и подписывают различного рода документы. Но инвесторов у проекта нет, а в Афганистане продолжается гражданская война, что крайне затрудняет и строительство, и обеспечение безопасности трубопровода.
Скорее всего, в среднесрочной перспективе Ашхабад сосредоточится на проектах расширения газопровода в Китай и строительстве трубы «Восток-Запад». И уже после сооружения последней будет выбирать, поддержать ему Прикаспийский или Транскаспийский газопровод. Но то, что через несколько лет Туркменистан санкционирует новый экспортный трубопровод – это точно.
Меж тем президент Туркменистана расставил точки над «i»: Проект газопровода «Восток-Запад» в Туркменистане связан с проектом Nabucco. Об этом сказал президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов на пресс-конференции по итогам саммита глав тюркоязычных стран в Стамбуле.
«У нас в данный момент строится газопровод "Восток-Запад". И этот газопровод будет проложен до побережья Каспийского моря. Есть еще проект Nabucco, который связан с этим проектом», - сказал президент Туркменистана.
Недавно дан старт строительству крупнейшего в Туркменистане магистрального газопровода «Восток-Запад» протяженностью 1000 километров по территории страны. Пропускная способность нового газопровода составляет 30 миллиардов кубических метров газа в год, а его приблизительная стоимость - $2 млрд.
Основными целями проекта являются создание единой системы газоснабжения в Туркменистане и диверсификация поставок туркменского природного газа на международные рынки.
Начало строительства газопровода Nabucco стоимостью 7,9 миллиарда евро намечено на 2011 год. Первые поставки по газопроводу максимальной мощностью в 31 миллиард кубических метров в год ожидаются в 2015 году.
Строительство трубопровода Nabucco будет осуществляться в ходе двух основных фаз. Первая фаза строительства (2011 год) включает прокладку нового трубопровода длиной 2 тысячи километров, начинающегося на турецкой границе и заканчивающегося в австрийском Баумгартене. Вторая фаза (2014-2015 год) подразумевает строительство оставшейся части трубопровода на границах между Турцией и Грузией, а также Турцией и Ираком.
Строительство первого участка газопровода Nabucco протяженностью 2730 километров начнется в южной части Анкары (Турция) и продолжится в западном направлении к болгарской границе через Центральную Анатолию и Мраморное море. 75% этого маршрута будут пролегать через существующие трубопроводы.
Участниками проекта Nabucco являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. Каждый из участников обладает равными долями - по 16,67%.