Ирландия на греческой тропе. Ч II
Пока ничто не указывает на возможность в Ирландии греческого сценария в текущем году, такое возможно, только если ситуация с банками потребует дополнительных затрат, что пока маловероятно.
Проблема в том, что правительство уже провело жесткое сокращение бюджетных расходов, очевидно, ему придется пойти на этот шаг еще раз в ноябре, когда будет приниматься новый бюджет. Вопрос в том, удастся ли властям настолько затянуть пояса.
Европейский стабфонд придется распечатывать, но уже позднее, в 2011 году, когда ситуация может ухудшиться как в экономике, так и на долговом рынке. Пока конъюнктура финансовых рынков способствует относительной устойчивости в Европейском регионе, но достаточно одного сбоя на финансовом рынке — и ситуация может кардинально измениться.
В этом контексте заметим: в отличие от некоторых других экономик зоны евро (в частности, Греции), Ирландия действовала быстро, чтобы справиться со своими нарастающими проблемами с задолженностью. Грецию нужно было взять за кгм… известную, извините, у мужчин, часть организма и прижать к краю, чтобы она урезала зарплаты и увеличила налоги; Ирландия сделала это сама.
В этом коренное отличие сути ирландского кризиса от греческого.
Но рынки не вознаградили поведение Ирландии (стоимость заимствования для Ирландии находится на высоком уровне), в основном потому, что её банки, сильно подверженные тлеющему кратеру, который представляет собой экономика Ирландии, продолжают находиться на краю краха.
Правительство Ирландии вкладывало деньги в свою банковскую систему несколько раз в этом году. В то время, как всё больше банковских проблем попадают в заголовки газет, а доходность облигаций ирландского правительства растёт, ей не избежать ещё одной инъекции поддержки:30 сентября расходы действительно увеличились. Центральный банк установил, что «Anglo» необходимо ещё €6,4 млрд. капитала, с учётом больших убытков по активам NAMA. Они удвоили стоимость рекапитализации «Irish Nationwide Building Society» (INBS), небольшого, но проблемного государственного кредитора, до €5,4 млрд.
Министерство финансов Ирландии сказало, что «Allied Irish Banks» смогут найти только половину необходимого дополнительного капитала в €10,4 млрд., продав активы за рубежом. Оставшаяся сумма будет привлечена посредством выпуска прав, гарантированных Национальным Пенсионным Резервным Фондом (NPRF), горшком денег, выделенных для финансирования будущих социальных расходов.
По крайней мере, банк Ирландии, крупнейший кредитор страны, имеет достаточно средств, чтобы выполнить его новые требования. Правительство Ирландии надеялось удержать дефицит бюджета в этом году на уровне 12% ВВП. Но дополнительные расходы свежего капитала для «Anglo» и INBS поднимут эту цифру до 32% ВВП, увеличив государственный долг до 98,6% ВВП.
Согласно правдоподобным предположениям, до стабилизации валовый долг Ирландии может превысить 115% ВВП. Даже это предположение опирается на устойчивое экономическое восстановление, которое далеко не гарантировано. Цифры, опубликованные 23 сентября, показали, что ВВП Ирландии упал во втором квартале на 1,2%. Последние данные более обнадёживающие, говорит Джиллиан Эджворт из «UniCredit». Но ещё нет никаких признаков убедительного восстановления налоговых поступлений.
Ирландия может быть вынуждена занять у нового Фонда финансовой стабильности еврозоны, чтобы поддержать своё финансирование.
Между тем, экономист Тайлер Коуэн смотрит на рост дефицита, вызванный финансовой помощью, и ставит под сомнение, действительно ли страна занялась «экономией». Но в этом и заключается проблема для ирландской экономики.
Ужесточение сжало ирландскую экономику, которой лопнувшая ирландская банковская система была сильно подвержена. Увеличившиеся потери банков делают необходимой финансовую помощь, которая повышает дефицит и приводит к призывам к дальнейшему сокращению бюджета.
Образно говоря, «хорошее поведение» Ирландии может в конечном итоге стать мудрым для пенни, но глупым для фунта.