Кризис по-европейски. ЧI
Уверенно в наш быт вошли термины «евроремонт», «еврокачество»… Несколько ранее, в фольклоре крутилось обидное «пустили Дуньку в Европу». Полагаю, пришла пора поговорить об «еврокризисе».
Острая фаза мирового финансового кризиса была короткой. Началась она с краха Lehman Brothers 15 сентября 2008 г., а низшей точки индекс Dow Jonеs достиг 9 марта 2009 г. Этот короткий промежуток времени стал губительным для финансовой системы многих, если не большинства, развитых стран.
В совокупности последствия кризиса проявились в трех негативных процессах: в росте государственных долгов, снижении коэффициента ликвидности активов и нестабильности банковских систем. Собственно спусковым крючком кризиса зоны евро послужили два из вышеперечисленных факторов — проблема суверенного долга Греции и других стран зоны евро с уязвимой экономикой, а также нестабильность банков — держателей большей части обязательств этих стран. Следствием кризисных потрясений в зоне евро и связанным с ними ужесточением денежно-кредитной политики ЕС стала возросшая уязвимость мировой экономики в целом.
Причины кризиса евро лежат гораздо глубже его финансовых проявлений и собственно проблем госдолга.
В его основе — потеря конкурентоспособности в ряде стран: Португалии, Ирландии, Италии, Греции и Испании (PIIGS), которая, в свою очередь, обострилась после вступления этих стран в зону евро. Оно сопровождалось существенным падением процентных ставок на основе роста доверия к еврозоне в целом. Однако последнее было основано на прогнозах доходности для ключевых в рамках ЕС североевропейских стран. Во всех странах зоны евро рост зарплат обогнал рост производительности труда, в наибольшей степени — в странах PIIGS. Внутренний спрос в этих странах вырос, а вслед за этим — и цены, как на товары внутреннего производства, так и на импорт.
Ускорение экономического роста в этих странах происходило за счет роста сферы услуг, строительства и расширения штатов правительств и, соответственно, их расходов. Дефицит бюджета покрывался за счет притока иностранного капитала. Однако этот приток не привел к росту доли экспорта в ВВП, что в итоге остановило процесс притока капитала в эти страны. В результате выросла частная и государственная задолженность, фактически не имея понятных источников оплаты и погашения.
В то же время Германия после объединения переживает глубокую трансформацию и уверенно выдвигается на роль одного из крупнейших в мире экспортеров. Североевропейские экономики уже ощутили на себе, с одной стороны, растущее влияние Германии, а с другой стороны — снижение конкуренции со стороны PIIGS, где экономический рост сводился к надуванию пузыря внутреннего спроса.
Этим странам рекомендуется уклоняться от наращивания доли импорта во внутреннем потреблении, в противном случае резко возрастет риск нарушения макроэкономического равновесия и наступления кризиса.
Это основной момент для понимания кризиса зоны евро, детали которого в каждой стране имеют свои — и существенные — отличия.
К примеру, Италия и Португалия достаточно рано вышли на пик роста, а экономики Греции, Ирландии, Испании, несмотря на начавшийся глобальный кризис, продолжали расти.
Единая политика еврозоны оказалась при этом недостаточно жесткой, чтобы уберечь от перегрева экономики стран, продолжавших расти, несмотря на кризис, и слишком жесткой — для Германии.
Подчеркнем, что симптомы болезни зоны евро проявляются уже в течение многих лет и связаны не только с глобальным кризисом. Они проявились даже в таких странах, как Латвия, Литва, Эстония, которые хотя и не вошли в еврозону, но много лет назад привязали курсы своих национальных валют к евро. Недавно вошедшие в ЕС Венгрия и Румыния сохранили гибкие обменные курсы, но их возможности девальвации ограничены величиной внешних валютных долгов. В результаты и они страдают от болезней евро. Остальной мир будет ощущать последствия кризиса евро через шесть важных каналов.
Во-первых, кризис тормозит начавшийся в Европе экономический рост, между тем экономика этого региона обеспечивает четверть мирового экспорта.
Во-вторых, кризис приведет к дальнейшей девальвации евро с перспективой роста конкурентоспособности собственно европейского производства в ущерб внешней торговле стран других регионов.
В-третьих, политика поддержания ставок на низком уровне в самой Европе и, вероятно, в других промышленно развитых странах способствует притоку капитала на рынки развивающихся стран, что собственно и происходило во время кризиса.
В-четвертых, кризис евро повышает нестабильность на финансовых рынках и ведет к росту нежелательных рисков.
В-пятых, кризис может уничтожить многие слабые финансовые институты.
В-шестых, возможный неуспех мер по купированию кризиса грозит породить волну недоверия к госдолгу и других стран, а в итоге ударит по незащищенным рынкам развивающихся стран.