Сценарии: перекошенная экономика и Forex ЧI.
Представители финансовых властей пытаются сгладить острые углы и разногласия, чтобы достичь какого-то консенсуса в вопросе глубоких дисбалансов в мировой экономике и ослабить угрозу валютной войны. На неделе министры финансов и главы Центробанков стран G20 собрались в Южной Корее, а в ноябре состоится встреча высших руководителей этих государств. Переговоры, которые состоятся в ходе этих заседаний, продемонстрируют усилия, предпринимаемые непохожими друг на друга экономиками в попытке найти фундамент для выработки общих политик, в том числе и по валютным курсам.
Попробуем рассмотреть возможные варианты решения насущных проблем, к которым относятся несбалансированный рост мировой экономики и валютное напряжение, находящие отражение в могуществе китайского экспорта и курсе юаня, ослаблении доллара в условиях медленного экономического роста и высоких уровнях долга многих развитых экономик.
Усилить роль МВФ и реформировать его.
В ходе встреч в Вашингтоне в начале октября государства уже решили предпринять попытку пойти именно по этому пути. Однако им еще предстоит проработать огромное множество деталей и претворить эти начинания в жизнь. Все 187 стран-членов Международного валютного фонда пришли к соглашению о необходимости безотлагательных мер по предоставлению МВФ более широких полномочий по выявлению в отдельных государствах экономических политик, которые могут стать причиной валютных проблем, а также отметили, что приоритетным направлением является более пристальное и тщательное изучение ситуации в «богатых странах».
Директор МВФ Доминик Стросс-Кан выдвинул предложение о составлении так называемых «перекрестных докладов», анализирующих, как экономические политики в пяти крупнейших экономиках мира – США, Китае, еврозоне, Японии и Великобритании – оказывают взаимное влияние друг на друга. Подготовка данных отчетов базировалась бы на уже существующей миссии МВФ, выполняемой в соответствии со Статьей IV его Устава и предполагающей традиционный ежегодный обзор состояния экономики и экономической политики стран-членов МВФ с выдачей им необходимых рекомендаций. Впрочем, пока правительства мало прислушиваются к советам Фонда, призывающего к жестким реформам.
Если же расширить подобные инспекторские полномочия МВФ и при этом предоставить большее количество голосов развивающимся государствам (общеизвестно, что традиционно в Фонде доминирует Запад, в то время как на долю стран, составляющих свыше 84% количества членов МВФ, приходится лишь 39,75% голосов), тогда новые инициативы могут прийти в движение. Поскольку сейчас разгораются дебаты вокруг валютных курсов и балансов текущих операций, можно предположить, что право на какие-либо высказывания в отношении реформы МВФ будет передано лидерам стран G20, которые соберутся на саммит в Южной Корее в ноябре.
В прошлом аналогичные попытки развития экономических обзоров, осуществляемых на основании Статьи IV, уже дважды терпели неудачу. Китай артачится в ответ на призывы реформировать свою валютную систему. Он даже блокировал публикацию обзора МВФ по своей экономике. Европейские государства также оставались безучастными к рекомендациям Фонда запустить существенные политические реформы, например, на региональных рынках труда.
Отсюда и скепсис: а почему, собственно, на этот раз все должно получиться по-другому?
Уладить валютные разногласия с помощью G20.
«Большая Двадцатка», представляющая ведущие развитые и развивающиеся государства планеты, в прошлом году стала главной ареной для обсуждения мировой экономики, перехватив пальму первенства у G7. Министры финансов и руководители Центробанков G20 собираются в Южной Корее 22-23 октября, а 11-12 ноября в Сеуле пройдет саммит глав государств G20. По итогам встречи «Двадцатка» традиционно публикует коммюнике, которое сможет заложить общую основу и указать направление в совместной борьбе с мировыми дисбалансами и давлением на валюты.
Уже прозвучали высказывания представителей различных стран, согласно которым в ходе встречи главной темой может стать обсуждение валют. Существует предложение о введении лимита на размер баланса текущих операций, однако практически наверняка найдутся представители властей, которые выступят против любого уравнительного подхода и единой для всех нормы.