Ливия: нефть, кровь и начало неприятностей ЧII.
Однако в наиболее тяжелом положении находятся сейчас те примерно 200 турецких фирм, которые занимались в Ливии в основном строительством. Как пишет стамбульская газета «Сабах», общая стоимость проектов, реализовывавшихся на ливийской территории с участием турецких компаний, составляет $15 миллиардов (примерно €11 миллиардов). По данным СМИ, в ходе волнений только на востоке страны, в районе порта Бенгази, пострадали около 30 турецких объектов, которые были разграблены и частично даже подожжены мародерами. Предположительно половину из них восстановить уже не удастся. К тому же ливийское правительство якобы задолжало турецким компаниям за уже выполненные работы порядка $1 миллиарда.
Евросоюзу угрожают не перебои в поставках нефти, а рост цен на нее.
Если турецкая строительная промышленность будет ввергнута в серьезный кризис, его отголоски докатятся и до стран ЕС. Однако эта угроза не идет ни в какое сравнение с той опасностью, которую представляют для европейской экономики срывы поставок ливийской нефти. И дело тут не столько в самих этих перебоях, сколько в вызванном ими скачке цен на рынке энергоносителей.
Отметим немаловажный аспект происходящего: Ливия является членом ОПЕК и по территории этой страны проходят важные нефтепроводы, в итоге возможная дальнейшая эскалация конфликта в этом арабском государстве может привести к существенным перебоям экспортных поставок углеводородов на внешний рынок, в первую очередь в Европу. Безусловно, в случае реализации негативного сценария, европейские страны могут столкнуться с определенными проблемами в виде нехватки ресурсов. В итоге, евро продолжает оставаться под давлением.
Вообще-то на Ливию приходится лишь 2% мировой добычи нефти. Ее доля, таким образом, существенно меньше, чем у крупных экспортеров, но в два раза больше, чем, например, у Египта. В то же время именно для Европы Ливия является весьма важным источником энергоносителей. Примерно треть ее экспорта нефти и газа идет в Италию. Поставки из бывшей колонии составляют примерно четверть импортируемой этой страной нефти. Для Германии Ливия является третьим по важности после России и Норвегии поставщиком нефти с долей примерно в 8%. Ведущая австрийская энергетическая компания OMV добывает в ливийских пустынях 10% своей нефти.
Сейчас OMV, немецкие Wintershall и RWE, итальянская Eni, британская BP и другие западные энергетические компании вывозят из охваченной волнениями страны откомандированных туда иностранных специалистов. Тем самым они практически парализовали добычу и экспорт ливийских энергоносителей. Тем не менее, никакие перебои в поставках нефти Евросоюзу не грозят. Как заявила Европейская комиссия в Брюсселе, нефтяные резервы Евросоюза в два раза превышают годовые объемы импорта ливийской нефти. Этих запасов хватит всем 27 странам-членам ЕС на целых 120 дней. Однако резервы, скорее всего, даже не придется трогать, ведь образовавшуюся брешь вполне могут заполнить дополнительные закупки в Саудовской Аравии, а также в Объединенных Арабских Эмиратах или Катаре.
Однако эта нефть будет продаваться уже по куда более высоким ценам, чем раньше. Таким образом, ливийский кризис бьет по экономике европейских стран не напрямую, а косвенно, через стремительное удорожание энергоносителей на мировом рынке. Это удорожание ведет к росту производственных издержек предприятий, сокращает их прибыль и ограничивает их инвестиционные возможности. Оно заставляет потребителей тратить больше денег на горючее и топливо, что снижает их покупательную способность. Оно раскручивает и без того уже довольно высокую инфляцию, что может заставить Европейский центральный банк раньше, чем планировалось, начать повышать процентные ставки. А ужесточение кредитно-денежной политики неминуемо ведет к замедлению темпов экономического роста.
Для предприятий и банков в Германии, переживающей сейчас очень мощный народнохозяйственный подъем, определенное удорожание кредитов большой проблемы не составит. Совсем другое дело - некоторые южные страны еврозоны. Они переживают острый долговой кризис и страдают либо от крайне низких, как Италия, либо даже от отрицательных темпов экономического роста, как Греция и Испания. Для них любой рост ставок на рынке капитала, происходящий к тому же на фоне усиления рецессионных тенденций, может обернуться неспособностью и дальше обслуживать свои финансовые обязательства. А это поставит преуспевающие страны перед необходимостью срочно оказывать терпящим бедствие членам валютного союза очередную многомиллиардную финансовую помощь.
В этом-то и состоит основная потенциальная опасность нового североафриканского кризиса: социальный взрыв в Ливии может взорвать мировые цены на нефть, резко снизить темпы экономического роста в еврозоне и вызвать в Европе, да и за ее пределами, новый виток финансового кризиса.