А если речь идет о руководстве — это вообще слов нет.
Большинству начальников кажется смертельным признаться в том, что они чего-то не знают. И в случаях, когда на самом деле не знают, но делать и говорить что-то нужно, они прибегают к самой простой тактике защиты — нападению. И начинают весьма и весьма агрессивно себя вести — по крайней мере, покуда скользкая тема не потеряет в пылу скандальных придирок к подчиненным и коллегам своей актуальности.
Либо же, как вариант, могут действовать наобум, вслепую, в попытке попасть пальцем в небо - и в результате только навредить проекту или заданию.
Конечно, всегда есть возможность впоследствии покаяться и благородно признать свою ошибку. Вообще-то это очень ценное умение — ошибки признавать и извиняться перед теми, на ком эти ошибки отразились напрямую.
Но если взять это принцип на вооружение, можно в скором времени совершенно сбить с толку собственных сотрудников. Сегодня вы гнете одну линию, завтра говорите «Простите негодяя, оплошал!» и резко меняете курс, причем в сторону противоположную.
Признавать ошибки нужно уметь. Но признавать логично те ошибки, которые вы допустили на самом деле, а не сознательно решили допустить, дабы не сознаваться в собственной неосведомленности.
Но при этом любой психолог скажет, что отвечать, чуть что, «Не знаю» собственным подчиненным крайне нежелательно.
И вот как тут быть? На деле получается просто классическая схема «Пойди туда, не знаю, куда, и принеси то, не знаю, что!»
Быть руководителем — тяжкий труд и огромная ответственность. Именно поэтому руководителям нужно уметь выходить с честью из любых щекотливых ситуаций, не подорвав при этом собственного авторитета.
Один из оптимальных вариантов — обратитесь к коллективу с просьбой высказаться на заданную тему. Постарайтесь максимально оперативно разобраться в вопросе и советуйтесь со специалистами, на мнение которых привыкли опираться. Но помните — в случае ошибки «вешать всех собак» на своих сотрудников не стоит.
Если же сроки решения терпят — просто сообщите, что решение по заданному вопросу вы дадите несколько позже. Можно даже оговорить срок — если вы располагаете такой возможностью. Заодно и пробелы в знаниях заполните.
Естественно, что начальники не могут знать все на свете, несмотря на то, что они — начальники. Но уметь грамотно и мудро вести себя в ситуациях, когда вопрос застает врасплох, начальник просто обязан уметь. Не прибегая при этом к преимуществу "начальственной силы".