Как известно на протяжении последних нескольких, около десятка, лет нефтеперерабатывающая отрасль Украины деградировала по полной. Производственные показатели шести НПЗ, которые даже не работают, а с переменным успехом функционируют в Украине - однозначно свидетельствуют снижении по всем статьям.
Казалось бы, куда уж хуже? А нет, в Украине давно созданы и далее создаются новые условия для открытия все новых и новых «горизонтов» - за 2011 г., в сравнении с 2010 г., объемы переработки сократились на 19%, производство бензинов – на 7%, дизтоплива – на 21%.
Выхода из такого пике, к сожалению, не видно. Отечественные хозяева НПЗ не заинтересованы в росте объемов производства «барматухи» с качеством ниже плинтуса, так как они и на ней имеют своего клиента. О повышении качества этого «топлива», речь вообще не идет, т.к. перенос сроков ввода новых высоких требований к качеству нефтепродуктов в Украине пролоббирован ими же на неопределенный период.
Доля импортного топлива на рынке Украины составляет большую половину всего потребляемого в стране, что ну никак не стимулирует работу НПЗ, которые находятся в Украине. Последние 5 лет сделали отечественную нефтепереработку не нужной, а цены на нефтепродукты стали все чаще зависеть от внешних факторов, которые в свою очередь оказывали влияние на мировую цену на нефть.
На фоне невеселых результатов украинских НПЗ за последние 10 лет, не вызывают оптимизма в стабильности цен на нефтепродукты в Украине и события связанные с возможным ограничением поставок нефти Ираном, который является 5-м по величине производителем нефти в мире, на его долю приходится 5% всей мировой добычи нефти.
23 января 2012 г. главы МИД Евросоюза согласовали эмбарго на поставки нефти из Ирана, которое в полном объеме будет введено с 1 июля 2012 года.
Инициатором вопроса о введении эмбарго на поставку иранской нефти в Европу и ряд азиатских государств выступили США, обвиняющие Тегеран в отказе сотрудничать с МАГАТЭ и военном характере ядерной программы республики.
Иран не терял оптимизма и тут же сообщил о предложении оплачивать часть поставок нефти в Индию в японской иене. Индия выдвинула встречное предложение, согласно которому поставки сырья будут оплачиваться в рупиях со счета в индийском банке, однако представители Ирана хотели бы, чтобы часть поставок оплачивалась в более конвертируемой валюте, такой как иена. Объем годовой торговли нефтью между двумя сторонами оценивается в $9,5 млрд. Однако такая возможность наверняка будет ограничена, поскольку платежи осуществляются через турецкий банк Turkiye Halk Bankasi AS, расположенный в Анкаре, который в начале 2012 г. заявил, что не может больше осуществлять посредничество.
Санкции принудили Иран искать ответные шаги.
24 января 2012 г. министерство нефти Ирана выступило с заявлением, в котором было отмечено, что Евросоюз использует нефть в качестве орудия в своих политических играх и негативные Последствия этого поспешного решения проявятся не только в европейских, но и в других странах мира.
На европейские страны приходится только 18% иранской нефти, поставляемой на экспорт, и остальная нефть экспортируется на другие рынки. ЕС в 2011 г. покупал в среднем у Ирана 600 тыс. баррелей нефти в день, Китай – 500 тыс.
В заявлении министерства нефти говорилось, что с учетом рыночных спроса и предложений нет никаких причин для беспокойства по поводу альтернативных вариантов поставок иранской нефти новым торговым партнеров. Иранский народ должен быть уверен в том, что в министерстве нефти Ирана заранее продуманы необходимые меры и намечены шаги по противостоянию любым вызовам в сфере энергетики.
Министерство нефти в своем заявлении указывало на следующие последствия поспешного решения Евросоюза о введении запрета на импорт иранской нефти:
1. Использование нефти в качестве орудия для изменения расстановки политических сил в мире представляет собой опасный прецедент на международной арене.
2. Запрет на импорт иранской нефти повлечет за собой тяжелые экономические последствия для народов охваченных кризисом стран Европы, всех развитых и развивающихся стран.
3. Введенный запрет приведет к росту мировых цен на нефть и к резкому снижению темпов экономического роста во всем мире, в особенности в охваченных кризисом западных странах.
4. Запрет на импорт иранской нефти вызовет нестабильность на мировом энергетическом рынке с точки зрения спроса и предложений.
5. Европейские потребители нефтепродуктов понесут значительные дополнительные расходы.
6. Запрет на импорт иранской нефти приведет к обострению экономического кризиса в странах, охваченных экономической нестабильностью, и в первую очередь в европейских странах.
26 января 2012 г. Стало известно, что иранские парламентарии завершают разработку законопроекта, который предусматривает немедленное прекращение экспорта нефти в ЕС. В сообщениях указывалось, что если план будет одобрен, правительство будет обязано прекратить торговлю нефтью с Европой еще до введения Евросоюзом нефтяного эмбарго в отношении Ирана. Законопроект может быть вынесен на обсуждение парламента 29 января.
Если Иран сам прекратит поставки в европейские страны, то дефицит предложения начнет ощущаться быстрее, чем сейчас ожидает рынок.
Более того, Иран не в первый раз угрожает закрыть Ормузский пролив, через который проходит примерно пятая часть мировых поставок нефти.
Эксперты МВФ высказали опасения, что прекращение экспорта иранской нефти в страны ОЭСР, если поставки не будут сразу компенсированы из других источников, может первоначально привести к скачку мировых цен на 20–30 дол.США/баррель.
Таким образом, все предпосылки к росту цен на топливо в Украине налицо.
Кстати давно цены на бензин не росли.
Как показали результаты не сложного исследования, это было возможно благодаря тому, что мировые цены на нефть на протяжении 2011 г. были стабильно высокими (колебались вокруг уровня 110 дол.США/бар), отечественные трейдеры смогли аргументировать рост цен на бензин традиционными сказками о росте объемов потребления топлива в следствии:
1. начала весенних посевных работ, почему-то всегда рост цен на все виды топлива, аргументируется увеличением потребления А-92!? т.к. именно такой бензин и дизель потребляют сельхозмашины и эта марка бензина ни в коем случае не используется для изготовления А-95 на отечественных НПЗ. Как будто народ не ходит/ездит по улице и не видит какие авто и в каком количестве доминируют, и это при катастрофическом состоянии сельского хозяйства в стране. Таким нас «лечат» несколько десятков лет, однако в 2011 г. кто-то из экспертов таки проболтался и выдал, что рост цен таки связан с ростом потребления А-95.
2. начала летнего отпускного периода.
3. окончания летнего отпускного периода, прихода осени и возможно второй волны мирового кризиса и т.д.
После роста цен в начале лета, с августа 2011 г. по сегодняшний день, стоимость например, бензина на АЗС почти не изменилась. У одного из операторов рынка, который торгует импортным топливом она составляет по сей день 10,49 грн/л. И это не смотря на многочисленные прогнозы отечественных экспертов рынка, которые уже в них запутались и прогнозируют то снижение цен на сентябрь-октябрь, то рост до 12-14 грн/л на январь 2012 года.
Почва для подобных прогнозов в Украине благодатная, да и мало кто помнит о прогнозе, сделанном несколько месяцев тому назад.
В общем, страна к росту цен на бензин созрела, вопрос только в том, когда же он фактически начнется: зимой или же традиционно «под шумок» – с началом весенних посевных работ.
Ждем отмашку, к сожалению других вариантов нет.