Ода палладию. Ч I
Audio: Ода палладию. Ч I
Не так давно мы делали обширный обзор-видеосюжет о перспективах инвестиций в платину. Нынче пришел черед палладия. Родственник более известной платине и принадлежащий к платиноидам, сиречь, металлам платиновой группы, палладий не столь популярен, как его «старшая» родственница и является своего рода экзотикой.
В контексте инвестиций в эти металлы есть тоже свои особенности. В частности, они лишены, в отличие от золота и серебра, «бумажной составляющей» и, следовательно, речь здесь может идти только об инвестициях в физический металл или акции добывающей платиноиды компании.
Металлы платиновой группы, включающие платину, палладий, родий, рутений, иридий и осмий, имеют схожие физические и химические свойства. Эти металлы обычно встречаются и добываются вместе друг с другом.
Палладий впервые был использован человеком много веков назад. Однако лишь в 1970-х годах химики раскрыли настоящие секреты палладия и применили металл в устройстве, которое, в конечном счете, окажется в каждом автомобиле в мире. Доселе металл достаточно редко использовался в радиотехнике и зубопротезном производстве.
Так вот, одним из наиболее интересных свойств палладия является его способность поглощать водород. Газ, проходящий через поверхности с палладиевым покрытием, запирается в промежутках между атомами металла. Палладий, как губка, поглощает до 900 раз собственного веса в водороде. По этой причине палладий идеально подходит для использования в автомобильных каталитических нейтрализаторах, которые химически преобразуют вредные углеводороды и окиси углерода в менее вредные вещества.
Рост озабоченности по поводу загрязнения окружающей среды и появление американского природоохранного законодательства в 1970-х вызвали быстрый скачок инноваций в автомобильной технологии сокращения выбросов. И благодаря своим уникальным физическим характеристикам, палладий вскоре стал неотъемлемой частью автомобильных каталитических нейтрализаторов.
По мере того как экологические стандарты применены во всем мире в 1990-е годы, спрос на новые нейтрализаторы взлетел вверх. А вместе с ним подскочил и спрос на палладий. Меж тем из-за того, что предложение металла было «сиротским», цены на него взлетели на 400% в течение всего 36 месяцев. К середине 2000 года цена палладия превысила $1100 за унцию.
Случился парадокс: из-за высоких цен мировые производители автокатализаторов были вынуждены заменить палладий на платину, служащую так же хорошо, как и палладий, но бывшую в то время намного дешевле.
Однако вскоре после замены цена на палладий упала, а стоимость унции платины выросла из-за изменений спроса в индустрии катализаторов и крупных продаж из России. О российском палладиевом демпинге мы поговорим чуть ниже.
А пока констатируем случившийся в 2001 году факт: цены платины и палладия поменялись местами: платина ушла вверх, достигнув к финишу 2003 года отметки $800 за унцию, а палладий скорректировавшись, упал к указанному сроку до уровня $200 за унцию.
С тех пор цена платины выросла выше $2200 за унцию, прежде чем начался глобальный откат 2008 года.
Платина все еще стоит дорого и торгуется сейчас между $1650 и $1690 за унцию. И, как следствие, мировая индустрия автокатализаторов снова перешла на палладий!
В этом контексте небезинтересно Резюме по минеральному сырью 2012 г Геологической службы США: «Многие автопроизводители заменили более дорогую платину на палладий в производстве каталитических нейтрализаторов для бензиновых двигателей. До 25% платины в дизельных нейтрализаторах можно заменить на палладий, а новые технологии и лабораторные эксперименты увеличили эту долю до 50% в некоторых приложениях».
Палладий сегодня стоит несколько ниже $700 за унцию, что позволяет производителям купить высококачественный металл для каталитических нейтрализаторов с 60% скидкой. Так что не удивительно, что автопроизводители вновь переходят к этому металлу.
Возвращение к нейтрализаторам на основе палладия снова придает металлу уникальный статус.