Сбербанковские тыщи, русский проект. Ч III
Audio: Сбербанковские тыщи, русский проект. Ч III
По условиям закона 1995 года, компенсация должна была бы составить 22 трлн. рублей, а Минфин РФ запланировал на выплаты населению на 2010–2012 годы всего 270 млрд. рублей. Почувствуйте разницу. Это и есть цена «справедливости» и масштаб изъятия у населения РФ принадлежащих ему денег.
На 6–8 тыс. рублей тогда, в 1991-м, можно было купить на «черном рынке» «Жигули». Справедливая компенсация в меру официальной инфляции сегодня составила бы 65 раз. Вполне можно было бы купить нормальный автомобиль. Но компенсация составила только 2 раза, и на сумму компенсации теперь можно купить разве что комплект шин для автомобиля.
К этому остается добавить несколько «российских» «нюансов» сюжета.
Во-первых, на сумму компенсаций и самих вкладов не бегут никакие проценты. Деньги в Сбербанке лежат под 0% годовых.
Во-вторых, широкого оповещения о возможности получения вкладов не ведется. Многие люди просто забыли о них, потеряли свои сберкнижки. Наследники могут вообще не знать о наличии вкладов умерших родственников. Эти деньги по умолчанию так и останутся в Сбербанке.
В-третьих, организация получения вкладов выглядит переусложненной — в поисках денег человеку придется пару раз посетить разные отделения Сбербанка (они переезжали, реорганизовывались и т. п.) и выстоять очередь.
Не правда ли, знакомая нашим вкладчикам картина?
В сухом остатке российское и наше правительства льют крокодиловы слезы по поводу отсутствия в стране долгосрочных капиталов, что ухудшает инвестиционный климат. При этом ничто не мешало ранее принять решение о компенсации с учетом инфляции и признании огромного долга перед своим населением. Ясно, что просто раздать эти деньги нельзя и сейчас, экономика, даже российская, такого не выдержит. Однако почему бы не выпустить, например, 50-летние облигации с выплатой процента по ним и размазыванием на долгий срок их выкупа? Разрешить их свободный оборот на рынке? Почему бы не использовать их для приватизации? Или в порядке, аналогичном использованию материнского капитала? Наконец, почему бы не перечислить их, хотя бы частично, в качестве фонда накопительной пенсии? Да очень много всего полезного и вполне безопасного для экономики можно придумать — было бы желание.
Что мешает? Не хочется правительству рисковать. А вдруг пойдет инфляция? Кстати, профильные гуру не дадут соврать: инфляция всегда сопутствует быстрому росту в рыночной экономике.
Выплаты по действительно справедливым компенсациям могли бы стимулировать экономику к росту, и их вполне можно было бы сделать регулируемыми для повышения инфляционной безопасности.
История с замораживанием вкладов населения и их компенсацией — это история глупости и обмана государства по отношению к своим гражданам.
Глупости — потому что средства населения много раз могли эффективно быть использованы на благо рыночных реформ в стране, а государством они всегда рассматривались только как финансовое обременение и инфляционный риск.
Хотя и в 1991–1992 годах и даже сейчас справедливое решение вопроса с компенсациями по вкладам населения могло бы не затормозить, а, наоборот, разогнать экономический рост, не остановить, а, наоборот, помочь реформам.
Обмана — потому что именно решениями органов госвласти население было лишено возможности использовать свои собственные деньги. Причем именно тогда, когда более всего в них нуждалось.
Государство российское, как, впрочем, и наше, много раз не выполняло свои же собственные решения по компенсациям и только тогда разрешило населению забрать свои вклады, когда они окончательно обесценились. Назвав это «справедливостью».