Евросоюз: страсти по бюджету. Ч II
Audio: Евросоюз: страсти по бюджету. Ч II
В Брюсселе же на этой неделе распустили слух о том, что (как и в случае с фискальным пактом) ЕС может обойтись в бюджетном планировании без Великобритании. Источники сообщают, что чиновники ЕС и дипломаты стран-членов уже обсудили технические, финансовые и юридические возможности составления такого бюджета. Не отрицая вероятности такой дискуссии, Лондон предупредил о неприемлемости «варианта без Великобритании».
Но, похоже, к этому серьезнее отнеслись деловые круги Британии. Несмотря на растущий в стране евроскептицизм, британский бизнес опасается, что неучастие страны в финансовой сфере ЕС, а тем более отстранение от нее, чревато осложнением экономической ситуации. На состоявшейся в Лондоне 19-го деловой конференции глава Конфедерации британской промышленности Роджер Карр заявил в присутствии премьер-министра: «Чтобы там ни говорили популисты, бизнесмены и политики должны сохранять прочные отношения с Европой».
Так или иначе британская сторона заговорила о возможном компромиссе.
Представитель Даунинг-стрит сказал, что «премьер-министр верит в возможность выяснения деталей вопросов, чтобы достичь правильного решения на саммите этой недели, к чему мы готовы».
Для этого в субботу Кэмерон не отходил от телефона, созваниваясь с коллегами в Берлине, Париже, Стокгольме, Копенгагене, Варшаве и Гааге. Очевидно, речь идет о поисках удобоваримой формулы для бюджетного саммита.
Великобритания с давних пор считается сложным партнером в Евросоюзе. Но сейчас многие дипломаты начали открыто говорить о возможности полного выхода этой страны из ЕС. Британский премьер Дэвид Кэмерон требует замораживания бюджета ЕС, и угрожает заблокировать любой рост расходов.
«Мы знаем, что наши британские партнеры начиная с 1973 года, всегда были непростыми партнерами в Евросоюзе, но мы привыкли с ними работать, – отмечает французский евродепутат Ален Ламассур. – Однако в последние несколько недель политическая ситуация в Великобритании серьезно изменилась – в том, что касается европейской политики».
Британский парламент не согласен с позицией премьер-министра заморозить бюджет ЕС, и требует реальных его сокращений. Любому соглашению, подписанному Кэмероном в Брюсселе, потребуется получить одобрение депутатов.
Депутат Европарламента Роджер Хелмер в марте покинул консервативную партию, перейдя в Партию независимости Соединенного Королевства (UKIP), которая пользуется все большей поддержкой в стране – в ущерб тори: «Очевидно, что Кэмерон не сможет добиться сокращения бюджета, он даже не получит согласия заморозить бюджет. Так что, на мой взгляд, у него не остается другого выбора, кроме вето. Если он по возвращении скажет – да, я обещал, что увеличения бюджета не будет, но в итоге согласился на двух- или трехпроцентное увеличение, он будет освистан в Палате общин».
Стало быть, Дэвиду Кэмерону предстоит 22-го вести переговоры со связанными за спиной руками. Если он наложит вето, то потеряет своих европейских союзников. Согласие на что-либо, кроме сокращений, вызовет гнев в рядах его собственной партии. Но ему грозит даже большая опасность. Внутрипартийные разногласия могут стоить Кэмерону должности. Именно это произошло с двумя предыдущими премьер-министрами консерваторами...
Схватка в Брюсселе неминуемо будет жесткой, поскольку на кону интересы и деньги. Страны-доноры, и в первую голову Великобритания и Германия, бьются за миллиардные скидки со своих взносов в кассу ЕС. Франция – за сохранение дотаций сельскому хозяйству, общая сумма которых в семилетнем бюджете ЕС составляет €360 млрд. Многие страны рассчитывают и на долю в структурном фонде объемом в €300 млрд.
Но в то же время кризис заставляет демонстрировать стремление к экономии и рачительности. Никто не желает выглядеть перед европейской общественностью, а тем более электоратом своих стран, сторонником раздувания расходов.
Комиссия ЕС готова сократить свою первоначальную заявку в €1,047 трлн. На днях появился план председателя ЕС Хермана ван Ромпея, предлагающий уменьшить расходы на €75 млрд. Но чтобы не осложнять жизнь Кэмерону на саммите, он же предлагает сохранить «скидку» Великобритании в €3,8 млрд.
Швеция отвергла сокращения, предложенные Ромпеем. Франция тоже.
Стокгольм, как и Лондон, хотел бы заморозить финансовые рамки, что дало бы за семь лет с учетом инфляции бюджетную экономию до €150 млрд.
А по сведениям дипломатических кругов Брюсселя, страны-доноры считали бы возможным уложиться с бюджетом на 2014–2020 годы вообще в €960 млрд. При этом большинство членов ЕС поддерживают предложения Брюсселя.
Так что и в канун решающего раунда в Брюсселе острота споров не спадает. Одновременно в подвешенном состоянии остается бюджет текущего года, нуждающийся по выкладкам брюссельской комиссии в дополнительных миллиардах.
В заключение хотелось бы отметить вот что. Казалось бы, судьбы бюджета Евросоюза далеки от проблем и забот сегодняшней Украины. Однако, памятую о спорадически обостряющемся у Киева стремления к евроинтеграции, полагаю, будет нелишним знакомство с нюансами жизни европейской бюрократии. Кроме того, надо иметь представление с чем придется столкнуться и чем заплатить за членство в ЕС. Иметь представление о том, кто и чем дышит в этом сообществе.
Наконец, в-третьих, сюжет с принятием многострадального бюджета ЕС на следующую семилетку и даже на будущий, 2013 года отчетливо характеризует лицо европейской бюрократии, во многом поясняя причины затянувшегося выхода Европы из поглотившее ее рецессии, которому мешают многочисленные препоны, эгоизм и нерешительность европейских чиновников.
К ним следует быть готовыми нашим дипломатам, буде свершится чудо и Украина станет ассоциированным членом ЕС. Впрочем, последнее при действующей власти, нам еще долго не будет грозить.