|
|
Додано: Чет 28 бер, 2013 08:30
28.03-1-3: Европе нужен евроремонт. Ч IIIЕвропе нужен евроремонт. Ч III Да, Европа нуждается в структурной реформе, как утверждают сторонники мер жесткой экономии. Однако больший эффект даст реформа институциональных соглашений еврозоны, нежели реформы в отдельно взятых странах. До тех пор, пока Европа не будет готова к таким реформами, ради собственного спасения она рискует пожертвовать единой валютой. Экономический и монетарный союз ЕС был средством достижения определенной цели, а не окончательной самоцелью. По всей видимости, европейский электорат осознал, что в сложившейся ситуации евро себя не оправдывает. В этом и заключается несложная правда, которую близоруким европейским лидерам еще предстоит постичь. К вышеизложенному добавим, МВФ слишком поздно признал, что серьезно недооценил последствия бюджетных мер для темпов роста стран ЕС, что подчеркивает саморазрушающий характер «ортодоксальных» методов устранения причин долгового кризиса, разразившегося вслед за финансовым кризисом 2008-2009-х гг. Согласно общепринятой теории, отдельная страна (или группа стран), консолидирующая свои финансы, может рассчитывать на снижение процентных ставок, ослабление валюты и улучшение торгового положения. Однако ввиду того, что добиться этого одновременно во всех крупных экономиках невозможно – бюджетные меры одной страны (или группы стран) вызывают ослабление спроса на товары других государств – такие меры в конечном итоге приводят к политике «разори соседа». Именно такая динамика (с которой активно боролся Джон Мейнард Кейнс), сделала Великую депрессию 1930-х гг. такой беспощадной. Сегодняшние проблемы усугубляются из-за дефицита частного спроса (особенно в аспекте потребления домохозяйств) в развитых экономиках, который мог бы компенсировать спад спроса, вызванный мерами экономии. В течение двух последних десятилетий драйвером экономического роста этих государств являлось потребление, достигшее исторически высоких отметок в соотношении с ВВП. Более того, такие крупные развитые экономики, как США, Германия и Япония, столкнулись с долгосрочными финансовыми проблемами в виде стареющего населения и слишком больших «государств благосостояния», что ограничивает их вклад в регулирование спроса. Недавние меры смягчения монетарной политики – шаг, сделанный в верном направлении, который, однако, пока не изменил хода ситуации. Для того чтобы внутренний спрос выполнял функцию драйвера экономического роста, политика должна переключить ресурсы с инвестиций на потребление. Учитывая крупные масштабы данного процесса, его можно осуществлять тогда, когда необходимо избежать длительного периода вялого роста, высокой безработицы и снижения уровня жизни в беднейших государствах мира. Координация международной экономической политики должна быть довольно прочной с тем, чтобы эффективно справляться с изменениями таких масштабов. Вернемся на многострадальную Европу. К настоящему моменту совершенно очевидно, что бюджетных и внутренних реформ недостаточно для того, чтобы вытащить периферию еврозоны из глубокой рецессии. Все большее осознание неэффективности текущей политики вызывает социальное недовольство, гражданские беспорядки и политическую дестабилизацию. Свидетельством тому стали результаты парламентских выборов в Италии, а также выросшее противодействие реформам в Греции. Для того чтобы вернуть периферию еврозоны к жизни, нужно нечто большее, чем структурные реформы и меры финансовой консолидации. Необходима фундаментальная реформа системы экономического управления в монетарном союзе, нацеленная на восстановление финансовой стабильности и снижение стоимости кредитования, а также на стимулирование внешнего спроса с последующей компенсацией эффектов от мер жесткой экономии. Реформа управления сопровождается существенным прогрессом в аспекте экономического объединения: централизация европейского долга через еврооблигации, мобилизация фондов спасения, допуск ЕЦБ к интервенциям на первичные рынки облигаций, а также образование финансового и банковского союза. Мы только что об этом говорили, осознавая, что это непростая задача, особенно принимая во внимание нежелание большинства стран ЕС отдавать часть своих компетенций европейским институтам. Но Европе следует двигаться в этом направлении более решительно. В противном случае спекуляции на рынке национального долга государств продолжатся, удерживая стоимость кредитования на уровнях, несовместимых с требуемыми для поддержания восстановления экономики условиями и выдавая должникам билет в один конец: в долговую яму из которой самостоятельно не выбраться.
|
|