|
|
Додано: П'ят 30 сер, 2013 07:24
30.08-1-3:Развивающиеся не развиваются. По-разному. Ч IIIРазвивающиеся не развиваются. По-разному. Ч III На фоне ужесточения монетарной политики ЦБ Бразилии почти не изменил свое заявление, что предполагает повышение процентных ставок в ближайшие месяцы. Инфляция за последние 12 месяцев составила 6,15%, тогда как верхняя целевая граница правительства находится на уровне 6,5%. Но перспективы роста экономики весьма слабые, аналитики ждут роста не более чем на 2,5% в этом году. Ставка вполне может быть повышена до 9,75% к концу года, а курс на ужесточение может быть продлен и в 2014 г., но это зависит от ситуации с инфляцией и темпами роста экономики. Как мы указали выше, дело осложняет сворачивание программы «количественного смягчения» со стороны США, рисками увеличения неопределенности на валютном рынке Бразилии. В этом году реал снизился по отношению к доллару на 15%. ЦБ Бразилии активно действует на валютном рынке, что позволило остановить падение реала. Тем не менее, слабая национальная валюта означает более высокие цены на импорт, и некоторые экономисты ожидают, что ЦБ может сделать выбор в пользу более агрессивного повышения процентных ставок в связи с валютными проблемами. На этом фоне уместно указать, что при этом, видимо, закончился 12-летний сырьевой суперцикл, помогавший Бразилии, ЮАР, многим другим странам - экспортерам природных ресурсов. Ясно, что расширенный спрос на природные ресурсы будет трудно поддерживать и далее, учитывая замедление китайской экономики, крупные инвестиции в энергосберегающие технологии, меньший акцент на модели развития на сырьевой основе. По этой причине быстро увеличивается группа стран, уже включающая Турцию, ЮАР, Бразилию и Индию, члены которой фиксируют отрицательное сальдо торгового баланса. Сейчас эти дефициты финансируются достаточно рискованными методами, в первую очередь, за счет крупных краткосрочных займов в твердой валюте. Все эти страны имеют также общую слабость: крупный бюджетный дефицит, высокую инфляцию и наличие угроз социально-политической стабильности. Необходимость покрывать дефицит и избегать обесценивания национальной валюты требует повышения учетной банковской ставки или ее поддержания на высоком уровне. Это усиливает давление на их финансовые рынки и темпы роста экономики. Все эти факторы объясняют, почему происходит замедление экономического роста в большинстве стран БРИКС и в других государствах emerging markets, почему в них нарастают экономические проблемы. Ряд факторов имеет цикличный характер, другие, как госкапитализм, а также завершение сырьевого суперцикла, являются структурными. Сейчас эпицентр экономического шторма переместился на развивающиеся страны. Это будет для них серьезным испытанием. Винить в надвигающихся неприятностях некого, кроме самих себя. 2000–2008 годы были для мира временем настоящего изобилия в товарной и кредитной сферах, которое затем продлили еще на несколько лет методами «количественного смягчения». Все это время страны БРИКС наслаждались благоденствием и не удосужились использовать его, чтобы улучшить основы собственных экономик. В результате Бразилии и России грозит ловушка среднего дохода, банки Китая перегружены, а Индия болеет почти всеми экономическими болезнями сразу. В рейтинге Doing Business Всемирного банка страны БРИКС топчутся во второй сотне (лучший результат – 91-я строчка – у Китая, а Россия, Бразилия и Индия на 112-м, 130-м и 132-м месте соответственно). Они тратят огромные средства на организацию Олимпийских игр и одновременно лезут в бутылку, не развивая необходимую инфраструктуру. Все это усугубляется тем, что развитие БРИКС в принципе идет не в ту сторону. Из-за недавнего взлета экономик и финансового кризиса на Западе они решили, что государственный капитализм – это решение всех проблем, а частное предпринимательство и свободный рынок следует воспринимать как помеху. Особенно тут преуспели Россия и Бразилия. Но эпоха ренессанса для стран БРИКС окончена. Теперь им придется делать тот выбор, который они забыли сделать, пока их экономики активно росли, – проводить трудные реформы, уменьшая роль государства, или впасть в безрадостные времена стагнации.
|
|