Согласно действующему Налоговому кодексу, с 1 января 2014 года налог на прибыль должен быть понижен с 19 до16%, а НДС – с 20 до 17%. В свое время, когда в 2011 году принимали Налоговый кодекс, туда записали это снижение налогов и сделали его одним из главных преимуществ этого кодекса. Тогда было сказано, что руководство страны, в том числе и наши депутаты, считают, что налоги в Украине высокие, и поэтому целесообразно их понизить. Но делать это резко нельзя, поэтому в Налоговом кодексе и была заложена модель снижения налогов, растянутая во времени. И вот время пришло. Пора снижать.
Но теперь появились разговоры, о том, не создаст ли это проблемы для экономики Украины. Согласно Миндоходов, снижение этих налогов уменьшит доходную часть госбюджета на 25 млрд. грн в 2014 году. А это может увеличить дефицит госбюджета, который и сейчас очень немаленький.
В чем наша проблема: у нас госбюджет начинают формировать не с доходов, а с расходов. Вот и сейчас разного рода политики только тем и занимаются, что предлагают все новые и новые расходы за счет госбюджета. Только недавно группа депутатов от оппозиции предложила еще на 17 млрд. грн увеличить расходы госбюджета в 2014 году на новые социальные выплаты и доплаты. Это все хорошо, только – где взять деньги? Понятно, что следующий год предвыборный, но не стоит думать, что в предвыборный год не существует традиционных затрат по выплатам пенсий и заработной платы бюджетникам. У нас и так на это уходит около 62% всех расходов госбюджета, и поэтому, если еще добавить новые социальные выплаты, точно не будет, из чего их платить. За сами социальные льготы проголосовать легко, а где взять деньги на них.
Вот под влиянием таких проектов о росте бюджетных ассигнований на очередные социальные выплаты и возникает в коридорах власти идея – а не перенести ли уменьшение налогов на другие сроки. Ох, как это все знакомо. Сейчас нужны деньги, поэтому временно будем без льгот. Но где гарантия, что и в 2015 году деньги будут не нужны? И 2016, и 2017 годах. Деньги всегда нужны, и право же не стоит думать, что проблема дефицита госбюджета может быть решена за счет отказа от снижения налога на прибыль и НДС.
Действительно, снижение налогов на прибыль и НДС – это уменьшение доходной части госбюджета, но это снижение имеет и ряд положительных факторов, которые только улучшат ситуацию с госбюджетом:
- чем меньше ставка НДС, тем меньше и возмещение НДС экспортерам. А это у нас главная проблема долгов по возмещению НДС. То обстоятельство, что украинская экономика экспорто-ориентирована, это хорошо, но экспорт всегда требует возмещения больших сумм НДС. В результате получается, что внутренний рынок Украины обеспечивает госбюджету поступления НДС, а экспортеры этот НДС забирают. Поэтому, чем меньше ставка НДС, тем лучше для всех, кроме экспортеров
- снижение налога на прибыль должно высвободить деньги для развития бизнеса. Кредиты для развития бизнеса – это хорошо, но лучше иметь свои деньги. Поэтому, если за счет снижения налога на прибыль бизнесмены увеличат оборотные средства, то это можно только приветствовать. Нельзя достичь роста ВВП и разных там индексов, если у бизнеса мало денег. Эти деньги все равно не пропадут. В любом случае уйдут на новые закупки, а это и рост выпуска продукции, и новые налоговые поступления в бюджет. Как говорится, свое получим, но по-другому.
Говорите, не хватает денег для госбюджета. Не беда. Сделайте целевую эмиссию гривну. Не пустую, а именно целевую. Не просто раздайте деньги из госбюджета, а направьте их на строительство, но только жилья, которое потом можно будет сдавать в аренду с правом выкупа, и на реконструкцию и повышение теплозащиты существующих жилых домов. Это и обеспечит работой строителей, и вырастет спрос на металлы и стройматериалы, а значит и больше можно будет собрать тот же НДС, даже по более низким ставкам. Для НДС строительство это просто находка. Только нужно строить жилье, а не разные там стадионы. Тут, как говорится, деньги не пропадут и народ это поймет. Вот так вот...