Хочу рассказать о своем опыте получения кредита на развитие бизнеса в Украине через европейский банк, последовавшей за этим кардинальной смене мировоззрения по поводу ведения бизнеса в целом. Насколько просто или сложно было пройти этот путь до конца – ответ на этот вопрос вы найдете сами, прочитав изложенные мною факты. Все началось с того, что у нас была небольшая компания по упаковке продуктов питания. Так как бизнес работал неплохо, то в конце 2007 и 2010 годов мы взяли кредиты в украинских банках на развитие бизнеса. Кредиты вовремя погашались, дело успешно развивалось и настал момент, когда потребовалась сумма в размере 500 000 евро на то, чтобы бизнес перешел на новый уровень.Помыкавшись по украинским банкам, пришли к выводу, что ничего нам не светит. В конце концов, через знакомых узнали о возможности получения денег на развитие компании через европейский фонд, в котором можно получать подобное финансирование под смешной процент по сравнению с банками в Украине. Обратились в несколько различных юридических компаний в Киеве. В процессе подготовки документов на получение такого финансирования разочаровались в результате их работы, так как ни один из разработанных проектов не соответствовал требованиям фонда. Как говорится, обещано было много, встречи в «крутых» офисах, восхваление себя как крупных спецов, но результат от этой бурной деятельности был нулевой. В итого решили обратиться к зарубежным специалистам по интересующему нас вопросу. Пообщавшись с различными консультантами в Европе, поняли, чего нам не хватает. Как оказалось, требования более, чем просты:
1. Наличие правильного проекта презентации;
2. Сама презентация;
3. Реорганизация корпоративной структуры;
4. Финансовые просчеты с перспективой на 8 лет;
5. Правильно оформленная заявка на получение средств.
Чтобы снова не терять время и деньги, по знакомым стали искать проверенного человека в этой области, который смог бы реализовать такой проект. В конечном итоге исполнитель был найден. И тут всплыла проблема нашего пресловутого менталитета. Весь наш опыт в бизнесе в течение последних 20 лет был перечеркнут на корню. Первое, что попросил консультант – это прозрачная корпоративная структура, белая бухгалтерия и ориентирование на высокие международные стандарты энергоэффективности и менеджмента предприятия. Что касается структуры, то ранее наше предприятие работало как ТОВ с четырьмя собственниками в равных долях. Предприятие владело цехами, а в собственности у частных лиц находились земля и оборудование, которые сдавали в аренду ТОВ. Это стало первой точкой преткновения, которую необходимо было исправить. Кроме того, отсутствовал единый бренд и корпоративное управление компанией. Единственным официально трудоустроенным сотрудником был директор, несмотря на крупные обороты компании.После первой «промывки мозгов» консультантом, мы долгое время совещались и засыпали с мыслью, как переломить себя и поменять привычные для нас методы ведения бизнеса. В конце концов, решили рискнуть и проверить на практике европейский подход к ведению дел. Первым делом была зарегистрирована управляющая компания в Германии, которая в равных долях принадлежала нам. Далее было зарегистрировано дочернее предприятие в Украине, которое на 100% принадлежало немецкой ГМБХ. Следующим этапом стало переоформление земли на новосозданное ТОВ. После этого все строения и цеха были также оформлены на это ТОВ. Как оказалось, ничего сложного в этом не было, просто потребовалось определенное время на приведение этого в порядок. По деньгам тоже вышло немного.После этого мы занялись созданием бренда и корпоративного стиля, а также прозрачной структуры менеджмента. Заказали себе сайт, брендбук, фирменные бланки и т.п. Получилось красиво, солидно как-то.Все оборудование, которое находилось в залоге у украинских банков, было взято у предыдущего ТОВ и ФОПов в аренду с правом выкупа с согласия банков. Через 2 месяца был полностью готов новый бизнес-план, проект презентации на развитие компании и финансовое обоснование для фонда. За это время все сотрудники, которые ранее получали зарплату по договорам подряда или в конвертах, были переведены на официальную «чистую» зарплату. Бухгалтерский учет стала вести аутсорсинговая компания, что позволило таким образом избавиться от нагрузки в виде бухгалтера, помощника бухгалтера, экономиста и кадрового отдела. За счет этого получилась довольно приличная экономия. Исходя из новых расчетов консультанта стало понятно, что все предыдущие
проекты, подготовленные именитыми юридическими конторами, были просто фуфлом и очковтирательством, за которые были заплачены около 15 000 евро каждой из контор. Обидно, конечно, но учимся на своих ошибках.К этому времени консультант подготовил проект энергоемкой реконструкции существующих цехов с увеличением производственной площади, а также энергоемкого обеспечения производственных мощностей теплом, водой и электроэнергией. Следующим шагом стала сертификация производства и получение различных сертификатов европейского уровня в европейских институтах по безопасности продуктов питания. Далее после
согласования всех деталей, была подана заявка от лица немецкой управляющей компании в
фонд на получение финансирования в размере 1 миллиона евро.Через 6 недель на производство прибыл представитель фонда с группой поддержки для проведения осмотра и контроля производства. Далее были проведены 3 раунда переговоров и через 4 месяца подписали соглашение о финансировании на сумму в 1 миллион евро. Взамен были переоформлены в залог 79% управляющей компании, в которую был введен независимый аудитор от фонда. Первой стадией реализации проекта стала покупка трех новых упаковочных и фасовочных линий, запуск новой продукции на этих линиях. Это стало качественно новым этапом в нашей работе, поскольку выпускаемая нами продукция имела все необходимые сертификаты качества и соответствовала европейским стандартам, что в разы повысило конкурентность наших товаров.Второй этап – полная реконструкция существующих строений согласно самым высоким нормам энергоэффективности и безопасности производства. Пришлось, конечно, потратить и время и деньги, но благодаря этим изменениям мы сразу же стали экономить существенные суммы на ежемесячных расходах по обслуживанию, не говоря о долгосрочной перспективе.Третьим этапом было погашение задолженности перед украинскими банками со снятием ограничений на распоряжение имуществом и полной ликвидацией старого ТОВ. С этого момента мы стали жить и работать по-европейски. Из нашей жизни полностью пропали расчеты наличными, мы получили новые прямые контактные данные и контракты европейских поставщиков на самых лояльных условиях. Все проверки мы проходим без проблем, ни одна служба не может до нас докопаться, ни с кем не надо ходить
договариваться и бить поклоны.
Что касается стоимости разработки проекта, то тут все оказалось не так, как с украинскими юридическими конторами. Из потраченных 20 000 евро на разработку проекта и сопровождение до получения средств, 14500 евро были компенсированы немецким фондом развития предпринимательства. Таким образом, фактические затраты составили 5500 евро. Относительно затрат на сертификацию, то здесь были потрачены еще 2500 евро.Стоимость разработки архитектурных проектов, системы энергосбережения и т. д. составила дополнительно 7000 евро, 5000 из которых были возмещены за счет нулевой ставки на те средства, которые были потрачены на реализацию данных затей. Стоимость кредитных средств составляла 5,5% годовых при первоначальной отсрочке в 8 месяцев со дня выдачи средств и ежегодном погашении процентов.
Резюмируя все вышесказанное, очень надеюсь, что потраченное мною время на написание данной заметки поможет и другим бизнесменам реализовать свои идеи. С удовольствием отвечу на все вопросы и желаю всем удачи.