Правда о «горе-нефтенострадамусах» ЧII.
Можно назвать пять причин, из-за которых «потребность в нефти ОПЕК» не будет удовлетворена:
1) перетекание инвестиций из нефтяной сферы в добычу природного газа в странах — производителях нефти;
2) растущее потребление нефти внутри стран — членов ОПЕК и, следовательно, снижение их экспортного потенциала;
3) реакция стран — экспортеров нефти на высказывания об энергетической независимости стран-потребителей. В ответ на эти высказывания нефтедобывающие страны развивают у себя нефтепереработку, что также снижает их экспортный потенциал. Производители нефти считают, что если они не смогут продавать государствам-потребителям сырую нефть, то они смогут по крайней мере поставлять ее в составе продуктов нефтехимии;
4) недостаточная способность экономики абсорбировать выручку от высоких цен на нефть. Если стране некуда инвестировать сверхприбыли от продажи сырья, она предпочтет оставить его в недрах земли;
5) этот пункт самый важный: из-за падающей добычи в странах ОПЕК остальному миру требуется нарастить добычу в таких масштабах, что удовлетворить растущий спрос удастся не раньше чем через 20-25 лет.
Невозможность удовлетворить «потребность в нефти ОПЕК» и вызванный дефицитом нефти рост цен на энергоресурсы открывает для международных нефтяных компаний, независимых производителей и фондов прямых инвестиций великолепные перспективы. А другим нефтедобывающим странам это дает возможность заполнить дыру, которую должны были бы, но не смогут закрыть члены ОПЕК.
Учитывая ожидаемый рост спроса на энергоресурсы в ближайшие 20 лет и тот факт, что ОПЕК, очень вероятно, не сможет удовлетворить его, термин «альтернативная энергетика» потеряет свое значение. Единственной «альтернативой» использованию всех возможных источников энергии будет вяло развивающийся мир, в котором дефициты стали перманентным явлением, а нищета постоянно растет.
О таком нерадостном сценарии говорит и нижеследующее обстоятельство.
Ставки на фрахт супертанкеров падают — трейдерам незачем придерживать нефть, раз они не ждут ее подорожания. Аналитики согласны: нефть дорожать не будет.
Под временные хранилища нефти используются супертанкеры — Very Large Crude Carrier (VLCC) — грузоподъемностью до 2 млн баррелей. Спрос на них стал расти с конца 2008 г.: тогда нефть резко подешевела — с $145 в июле до $34 в декабре, и трейдеры стали покупать ее про запас. Ставка фрахта VLCC тогда тоже упала примерно вдвое, а потом начала расти. При цене в $40 за баррель была уверенность, что нефть пойдет вверх, поэтому трейдеры и запасались. И такая тенденция сохранялась вплоть до лета нынешнего года.
Летом ситуация начала меняться — ставки фрахта на супертанкеры пошли вниз: в июле судно стоило около $47 000 в сутки (в годовом тайм-чартерном эквиваленте), а в начале сентября — чуть более $34 000 (данные судового брокера ICAP). VLCC все менее популярны в качестве временных хранилищ нефти: сейчас для этих целей используется всего 13 судов, констатирует руководитель департамента судового брокера Simpson Spence & Young Джеффри Макги (весной прошлого года их было 26).
Плавучие запасы нефти, по данным Argus, сокращаются: в конце июня было 85 млн баррелей, в конце июля — 59 млн, в конце августа — 37 млн. Объем светлых продуктов в плавучих хранилищах на прошлой неделе упал до 34,2 млн баррелей, в середине августа было 38,6 млн баррелей.
Зачем делать запасы, если завтра нефть может стоить дешевле, чем сегодня? Спотовая цена Brent на 21 сентября составляла $79,5, а котировка трехмесячного фьючерса — $79,2 (данные Reuters). В конце 2008 г. разница была с другим знаком: 31 декабря 2008 г. спотовая цена Brent была $36,17, а трехмесячный фьючерс на нее стоил $51,27. Теоретически, купив нефть по спотовой цене и трехмесячный фьючерс на ее поставку, в конце марта на продаже этой нефти можно было заработать $15,1 с барреля, или $30,2 млн с супертанкера (конечно, надо вычесть еще расходы на фрахт, топливо и др.).
Трейдеры продолжат избавляться от нефти, которая хранится в танкерах, потому что прогнозы по цене на нефть нерадужные: едва ли сырье существенно подорожает.