Осенняя депрессия валют Ч II
Меж тем у российского финруководства есть еще один повод девальвировать нацвалюту.
О новых масштабах программы приватизации рассказал вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. «Мы говорим, что пять лет будем иметь программу приватизации, равную примерно $10 млрд по доходам от продажи пакетов в год»,— заявил он 15 сентября.
Министр подтвердил, что правительство готово сокращать участие государства в капитале приватизируемых компаний до контрольного пакета, а остальное — продавать. "Правительство уже в целом определилось, одобрив план доходов от приватизации. Этот список одобрен в целом председателем правительства",— подчеркнул Кудрин.
Но приватизация в 2010-м только начнется, а дыры в бюджете надо латать уже сейчас. И правительство активно ищет источники пополнения казны. Причем ввиду предстоящих в 2011-2012-м выборов дальнейшее повышение налогового бремени для населения из списка приоритетов, похоже, исключено.
Во всяком случае Минфин недавно дал отрицательный отзыв на предложение Минпромторга о повышении транспортного налога. На прошлой неделе Минпромторг выступил с предложением ввести коэффициенты транспортного налога в зависимости от экологического класса автомобиля. Для автомобилей старше 2006 года налог, по предложению Минпромторга, должен вырасти вдвое.
Минфин с этим не согласился. «Минфин не поддерживает предложение Минпромторга устанавливать на федеральном уровне ставки транспортного налога в зависимости от возраста и экологического класса автомобиля»,— сообщил 14 сентября начальник отдела имущественных налогов Минфина РФ Алексей Сорокин. «Это сложный вопрос, рассматривая который надо учитывать и социальный фактор. Старые автомобили с низкими экологическими стандартами приобретают чаще всего те люди, которые не могут себе позволить приобрести новые машины»,— добавил чиновник.
В результате Минфин 10 сентября внес в правительство альтернативный законопроект. Он предусматривает снижение ставок транспортного налога вдвое в связи с ростом акциза на бензин.
Однако учет «социального фактора» (читай — выборов) при повышении налогов не означает, что правительство не собирается повышать налоги вообще. Просто оно будет повышать их не для населения, а для бизнеса. Особенно если речь идет еще об одном национальном достоянии — запасах углеводородов. Так, Минфин 14 сентября опубликовал законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ». Согласно проекту, предполагается с 2012 года проиндексировать ставку НДПИ на нефть с нынешних 419 руб. за тонну до 446 руб., а с 2013 года — до 470 руб. Ставка НДПИ по природному газу должна вырасти с 2011 года в 1,61 раза — до 237 руб. за 1 тыс. кубометров, с 2012 года — до 251, с 2013 года — до 265 руб.
Понятно, что, если государство решило замахнуться на святое святых — доходы «Газпрома», дела с бюджетом и правда не ахти. И описанных источников его пополнения может оказаться мало: по оценке правительства, ожидается, что годовой дефицит составит 2,4 трлн руб. Поэтому часть бремени по наполнению бюджета государству, видимо, все-таки придется переложить на плечи населения. Только делать это оно будет не прямым повышением налогов, а старыми добрыми косвенными методами. Их два: инфляционный доход бюджета и девальвация рубля.
Как известно, 26 августа Минэкономразвития ухудшило прогноз по инфляции на 2010 год с 6-7 до 7-7,5%, а на 2011 год — с 5,5-6,5 до 6-7%. С тех пор ситуация ухудшилась. "В сентябре ожидаем ускорения инфляции. Наш прогноз по сентябрю — 0,8%",—заявил 13 сентября замминистра экономического развития Андрей Клепач.
Для борьбы с бюджетным дефицитом Алексей Кудрин решил сделать ставку на внутренние резервы и старые методы.
Еще одним источником инфляционного дохода являются рублевые займы. 2 сентября президиум правительства РФ одобрил предложение Минфина об увеличении внутреннего долга и одновременном сокращении внешнего. Объем внешних заимствований в 2010 году предполагается сократить с $17,8 млрд до $7,5 млрд. Взамен планируется увеличить объем выпуска ОФЗ на 373,6 млрд руб.— с ранее запланированных 869 млрд до 1 трлн 243 млрд руб.
Примечательно, что 8 сентября был размещен дополнительный выпуск ОФЗ на 19,7 млрд руб. с датой погашения 23 января 2013 года. Средневзвешенная доходность составила 6,22% годовых. Это меньше прогнозируемой инфляции, что позволяет Минфину рассчитывать на инфляционный доход. Справедливости ради отметим, что по более долгосрочным ОФЗ доходность выше — около 7,4% годовых.
Третьим же источником доходов бюджета становится девальвация национальной валюты, которая позволяет увеличить рублевые доходы бюджета и от продажи госпакетов акций иностранным инвесторам, и от сырьевого экспорта, и от использования средств резервного фонда. И некоторое ослабление рубля уже налицо.
Вызвано оно во многом тем, что Банк России активно скупает валюту. Так, в августе ЦБ увеличил нетто-покупку (покупка минус продажа) долларов в 2,3 раза по сравнению с июлем — с $464,27 млн до $1,078 млрд. Нетто-покупка евро выросла в 4,6 раза, с €29,30 млн до €135,64 млн.
В результате курс доллара за полтора месяца, с 1 августа по 15 сентября, вырос с 30,18 до 30,71 RUB/USD, или на 1,8%. А евро за тот же период укрепился по отношению к рублю с 39,46 до 39,53 RUB./EUR, или на 0,2%. Это вроде бы немного. Однако за полтора месяца сложился устойчивый тренд к постепенному ослаблению рубля, тогда как ранее наблюдалось его укрепление.
Отметим, что с точки зрения макроэкономики правительство РФ, похоже, делает все верно. Оно стимулирует слишком вяло растущую экономику низкими ставками и ослаблением национальной валюты и одновременно пытается хоть как-то сократить госрасходы путем замораживания зарплат бюджетникам или, например, отказом в финансировании моногородов. Однако с точки зрения населения ситуация не столь радужна. В конце 2010-го—начале 2011-го из-за инфляции и ослабления рубля многие станут беднее. Расплачиваться же за мировые финансовые кризисы российский народ привык куда меньше тех же греков или испанцев.