В нашей стране не принято кого-то спрашивать о том что делать до того как что-то делать . Точно
так же получилось с налоговым кодексом . Что их себя предствляет сей документ ? Считается что
в Украине существует 99 видов налогов , Украина занимает 181 место из 183 по простоте уплаты
налогов . Вот большую часть разрозненых документов существовавших ранее , систематизировали,
упорядочили и переписали в 500 страничный документ . Попутно дав льготы тем кто финансирует
партию ( крупный бизнес ) , и наступив на пятки тем кто поддержал оппонентов в 2004 году ( мелкий ).
Безусловно сам факт упорядочивания есть шагом вперед , крупным шагом , но правда добавит нам
всего десяток мест перед теми странами которые до этого шага не дошли. Фактически если бы
не наступление на малый бизнес , дискуссии о новом налоговом кодексе яйца бы выеденного бы не
стоили , это могли бы сделать не большие дядьки надувая щеки , а группа юристов и клерков .
Он ничего по сути не меняет . Налоговый учет остается настолько же запутаннмы и сложным как
и до этого . Как и до этого - больше половины ВВП переарспределяется через бюджет и фонды ,
что крайне неэффективно . У нас страна швейцарского социализма , судя по цифрам . На практике
разваливающегося феодализма . Поэтому приведу некоторые соображения .
Ну во-первых , принимая подобные документы нужно учитывать масштаб бизнеса . Администрирование
налоговых платежей стоит не только государству , но и бизнесу . И чем мельче бизнес , тем
затраты больше выглядят как процент к обороту . Т.е. для учета одной товарной единицы , будь
то вагон леса или три доски бухгалтер затрачивает практически равное время . Т.е. стоимость
учета операции в процентном отношении будет отличасться в десятки раз. Плюс , вы можете нанять
бухгалтера на полный рабочий день , или с частичной занятостью , но вы не можете его нанять на
26,5% рабочего времени , то сколько требуется для учета ваших опреаций . Соответвенно вы
должны переплачивать бухгалтеру лишь по факту его найма . Далее существуют операции которые
могут требовать наличия бухгалтера в момент их осущствления . Все эти проблемы несущественны
для большого бизнеса который нанимает допустим 10 бухгалтеров для учета операций . Если они
будут не заняты , будут наняты только 9 или еще меньше .
Соотвественно , 500 страничный налоговый кодекс в 90% случаев будет приводить к учету операций
которые будут слишком дороги в учете . Т.е. чтоб в бюджет поступила 1 гривна , с обоих сторон
( государство и бизнес ) на учет нужно будет потратить допустим 2 гривны . Суть не важно ,
даже 10-20% это потери ВВП , коррупция и неэффективность экономики в целом . Каждый нанятый
бухгалтер - это человек снятый с производства в трудоспоосбном возрасте . Т.е. минус с
производственной части ВВП и плюс в потреблении . Для выполнения той работы которая не приносит
денег государству, и плюс забирает их с бизнеса снижая мотивацию . Апогеем этой ситуации могло
бы быть общество в котором три человека таскают камни из одной кучи в другую, три надсмотрщика ,
чтоб не ленились , и три бухгалтера , чтоб считали камни . Вроде все при деле а эффект 0 .
В целом напоминает Украину в которой средняя зарплата 250 у.е. при наличии авиационных заводов
и космических технологий , к которым обычно доходят лишь самые развитые страны . Это дорого .
Но Украина не может научиться хлеб пекти и игрушки из пластмассы делать .
Напрашивается рецепт - как минимум три уровня инкорпорирования трудовых ресурсов . Т.е. нужно
выделить мелкий бизнес , средний , и крупный . И отдельно индивидуальную занятость . Несомненно
бизнес тяготеет к тем формам у которых налоговый пресс наиболее низкий . Если у тебя есть
предприятие - подроби его на частных предпринимателей , съэкономишь денег . Это не до конца удобно
не до конца законно , но если есть прямая мотивация - деньги , то бизнес пойдет на это . Вообще
все в экономике движет ее величиство Мотивация. Посему единственный способ мотивировать более
сложно и более точно учитывать налоги - деньги , т.е. предприятие при определенных оборотах
должно само сесть с калькулятором и прикинуть , найм дополнительного бухгалтера обойдется
в 5000 гривен , а позволит съэкономить 20 000 гривен , за счет более точного учета налогов,
на более сложной ситеме . Соотвественно более высокие налоги должны платить более мелкие предприятия
а меньшие налоги более крупные . При этом это не должно отличаться в разы , а должно отличаться
на процентные пункты . На больших деньгах , это много . Не секрет что многие крупные предприятия
работают за 10% рентабельности . И 1% в таких масштабах много . Более того не имеет смысла
ограничивать тогда предприятия по обороту , пусть сами считают . Если огромная корпорация
изберет себе налоговую нагрузку в 5% от оборота выбрав форму для малого бизнеса вместо 3% на
системе для корпорации - то проблемы нет - пусть платит излишние налоги .
Одним из ключевых моментов является труд . Сразу на ум приходит учение Карла Маркса о том что
единственным движетелем и источником благ является труд . По большому счету у предпринимателя
существуют три проблемы - найм работников , закупка товара/сырья трансформация в продукт и сбыт.
И чуть ли не половину беспокойства по бухгалтерии занимают наемные работники . Если с товаром
более менее просто , то с работниками связана половина контактов с проверяющими органами и
расчетами . Чтобы сделать простую операции - заплатить легально зарплату работнику нужно не
только ее выдать , а еще и удержать налоги , начислить пенсионный и прочие фонды . Поэтому
сложились две практики - а) не брать в штат и просто выплачивать черный нал б) брать в штат
по документам платить минмималку чтоб в фонды платить заранее известную сумму , одну всем ,
без риска влететь на ошибках расчетов. Оба метода позволяют как упростить себе жизнь так и
еще съэкномить денег , и еще легче отчитаться в фондах . И если с мотивацией экономии денег
нельзя ничего поделать , это криминал, то с упрощением можно изменить все кардинально . Достаточно
как в развитых странах перенести уплату налогов на самих работников . Я знаю что звучит не
убедительно, но рассшифрую .
Как выглядит сейчас уплата налогов на зарплату ? Грубо - вы выплачиваете сотруднику 100 гривен ,
с них удерживаете подоходный 15% , за него перечисляете 32% в фонды , и потом уже у вас вылазит
НДС сверху ибо по этой сумме вы не получите кредит . Я опустил детали для упрощения понимания .
Вам сие действо ( исколючая НДС ) обошлось в 132 гривны , сотрудник получил чистыми 85 грн ,
85 грн от 132 гривен = 64% . Можно добавить НДС для верности и мы получим нагрузку на заработную
плату которая никого не мотивирует ни к легализации , ни к ведению бизнеса вообще . Эффективность
от укрупнения и более высокой производительности труда при инкорпорации теряется . К слову сказать
что по деньгам вам все равно что выплачивать так , или перечислить все 132 гривны и работник сам
уплатит все платежи . Конечно мы понимаем что он сам не уплатит , а за каждым гоняться не получиться.
Кроме того предприятие осуществляет расчет подоходного налога который каждый месяц разный , это
я для примера взял 15% .
Возникает вопрос , а в чем проблема ? К настоящему моменту на большинстве предприятий давно уже
реализованы карточные проекты. Сейчас количество карт в Украине уже наверное превышает количество
работающих жителей . Платежи УЖЕ стали в большинстве своем безналичными . В банках работают компьютеры
которые прекрасно могут справиться с простой работой - отнять допустим 25% от суммы и отправить
в бюджет. Со всеми данными которые необходимы для учета - налоговым номером . Возникает вопрос ,
если перенести функцию налогового агента на банк , то зачем нужны отчеты в пенсионный фонд,
налоговую ?
Как мы видем выше , в настоящий момент фактические платежи составляют 36% ( без НДС ) , к сожалению
если выставить такой счет работнику , то он уже будет заинтерисован в поиске как уклониться. У нас
был разрекламирован самый низкий подоходный налог 13% , в то время как большинство жителей США
платит 6% , богатые больше, но в среднем 6% , у нас же 15%. Почему не пойти по пути снижения ?
С другой стороны в СССР существала шкала подоходного которая заканчивалась на цифре 90%.
Наверное правильно воспользоваться магией числ , когда 1-2 это мало , 3 это много . Т.е. скорее
та цифра которая бы устроила бы обе стороны была бы 25 макс 28-29% . 25% более удобно для учета .
Эта цифра должна включать как пенсионный взнос , так и подоходный налог . Таким образом можно
говорить о том что мы наконец сможем сдеать то чего добивались - снизить нагрузку на зарплату !
Столько разговоров об этом и ноль телодвижений . Оппоненты могут сказать - но ведь упадут
налоговые отчисления . Ничего подобного . Во первых , расшириться контингент и платежи легально
уплачиваемые . Во вторых , получив лишних несколько процентов зарплаты , что будет делать гражданин ?
Правильно что-то на них купит , а товар это фактически труд , и ВВП выростет и тот кто получит
эти деньги за труд , дополнительные деньги , опять с них уплатит налоги ! А еще общее снижение
нагрузки даст целую спираль развития экономики . Или сможет оплатить тот же газ, и тогда бюджет
будет меньше финансировать нефтегаз украины , и можно говорить о том что 100% суммы вернулись
в бюджет .
Как подтвердить что вы перечислили деньги на зарплату работнику , а не на его депозит ? Очень
просто каждый банк ведет счета в соотвествии с планом счетов . Каждый счет начинается с цифр
балансового счета , наприиер 2620 121211123. Ничто не мешает национальному банку выделить
специальный балансовый счет именно для таких счетов . И тогда любое перечисление на счет допустим
2645 ххххх , будет автоматически означать что это счет с котрого будут удержаны налоги . Такие
операции должны автоматически признаваться расходами предприятия, по самому факту перечисления
на такой счет . Даже если некто захотел обналичить выписав себе зарплату или просто понадобились
деньги на хозрасходы и кофе. По одному простому принципу - это самый высокий налог - 25% без учета
расходов . Хочешь хоть все деньги предприятия получи но через такой счет .
Что означает это для работника ? Во первых , а кто сказал что он теперь ограничен полученим денег
от одного предприятия ? Например , электрик , работая на заводе , взялся установить электросчетчик
в киоск . Как это выглядит сейчас - черный нал + бутылка . При изменении системы - предприятие может
списать его работу в расходы , что выгодно , и правильнее перечислить на карточку , обе стороны
полностью легализованы ! Или же в свободное от работы время сотрудница занимается продажей косметики.
Счас это сфера практически черного нала . В данном случае появляется простой и законный способ
заплатить ей комиссионные , заработала 100 гривен , на тебе на карточку , на ту же саму что ты
оформила для того чтоб получать зарплату . Более того она может менять работы не меняя карточки .
Начинать новый бизнес ( небольшой ) основанный на собственном труде , не регистрируясь в налоговой ,
главное условие - все на карту . Как все мечтали чтоб процедура регистрации была бы упрощена !
То думали у нотариусов , то еще где . А тут для мельчайшего бизнеса ( которого 90% в количестве )
не нужно НИЧЕГО . При этом нет доходов ты не платишь налоги . Появилось поступление - удержали .
Закон о подоходном налоге предпологает необлагаемый минимум , и определенные льготы . В описанном
режиме взымается фиксированная ( максимальная ставка ) . Для того чтоб получить возврат по переплате
гражданин может обратиться в налоговую и подать декларацию . Более того теперь чуть ли не 100%
могут на что-то расчитывать , а значит большинству из них будет интересно подать декларацию .
Государство так боролось чтоб подавали декларации , а вот оно простое решение - это не человек
должен идти в наловую на расстрел , а идти за своими деньгами - вот его стимул , мотивация . А
если лень , то можешь не идти а пожертвовать деньги государству .
Банки заинтерисванные в клиентах очень быстро доведут сервис выплат зарплаты до абсолютно простого.
Тем более что теперь для списания затрат нужна будет лишь выписка с банка , где будет
записано что деньги в сумме ххх были перечислены например на счет 2635 ххххх , и эти первые
4 цифры зают право за них не отчитываться , а сразу ложить на затраты . Будут и простые компьтерные
сервисы , и через банкоматы/автоматы , и через смс , и через подачу списков на выплату, и
через специальные электронные кошельки и т.д. и т.п. Спустя некоторое время оплата по безналу
станет еще проще чем по налу , ибо не нужно будет держать кассира , ездить в банки, платить
за обналичку и еще масса преймуществ. Что так же оценит бизнес .
Подытожем плюсы :
1. Для предприятия
а) Простота выплаты зарплаты , на сколько договорились - столько и перечислил. Не нужно считать
ПФ , подоходный и прочие сопуствующие , составлять платежные ведомости .
б) Если не было функций налогового агента - больше не нужны отчеты в ПФ и налоговую за подоходный.
Предприниматель 10 чел работают , 10 имеют карточки - все , не трать время .
в) Перспектива сокращение времени на работу с банком .
г) Возможность легкого найма работников на временные работы и работу вообще .
2. Для работника .
а) Простота выполнения ЛЕГАЛЬНОЙ работы на любом предприятии .
б) Возможность занятия бизнесом без регистрации . На любых основах , хоть полная , хоть частичная,
хоть разовая выручка .
3. Для государства
а) Легализация доходов граждан
б) Больший охват декларирования доходов
в) Простота автоматизации процессов
г) Перевод расчетов на безналичную основу .
д) Сокращение количества активных налоговых агентов .
е) Сокращение отчетов и затрат по их приему и обработки.
ж) Сокращение коррупции .
Вроде , вот оно , мекка , упрощение , снижение количества бумаг , легалиция , но подолью каплю
дегдя . Почему все не пройдет ? Потому что есть ПОЛИТИКА . Если человек становиться основным
плательщиком налогов , то он во первых , захочет знать куда идут его налоги . Захочет социальной
справедливости , чтоб за его пенсионный не содержали бывшего министра со 100 тыс грн пенсии . Он
захочет чтоб пенсионную реформу таки выполнили , и он знал что его отчисления копятся , что он
не зря берет шабашки не за нал , а за безнал. Он хочет знать что все что он делает ему в плюс.
Социалистическая система включала в себя - мы даем вам все бесплатно ( очень дешево ) , а вы не
спрашиваете куда мы расходуем все остальное , в Укране она трансформировалась - мы забираем сколько
можем , а вам бросаем кость , а за это вы не спрашиваете сколько мы забираем . Но капиталистические
общества живут по дргуим принципам - плательшик налогов содержит вас , на автомобилях полиции США
написано "Protect and Serve" , что можно перевести как "защищать и обслуживать" . Те кто
финансируются с бюджета являются наемными работниками тех кто платит , а не наоборот .
Прошло 20 лет , и подросло новое поколение , не верящих ни во что , воспитанных на информации
о безмерной коррупции , тратах и бессмысленности работы на государство , и оно или реформирует
вынудит реформировать Украину или терминирует ее . И если действующая власть не пойдет на реформы ,
реальные , а не сбор кучи налогов в одну книгу , то они уничтожат это государство . Кризис ужесточает
этот выбор - или сейчас или никогда .
Что касается малого бизнеса. Нам говорят что малый бизнес - это уклонисты , способы оптимизировать
бюджетные платежи . Да , не без этого . Но по сути вывод денег на частного предпринимателя обходиться
в 16.6% от суммы - это НДС + платежи. Если на ЧП отправить чистый доход - то вы вынуждены будет заплатить НДС.
Любой хозяин разопнет своего финансового директора если тот "обналичит" под такой процент . Потому
что существуют конвертационные центры и другие способы ухода от налогов , гораздо более дешевые .
Я обсолютно уверен что в государстве все люди должны платить налоги , равные налоги . Частный
предприниматель уплачивает меньшую сумму чем другие субъекты включая простых рабочих . Налоговая
нагрузка на общей системе составляет 84% от суммы зарплаты . И каждый рабочий который получает
допустим 3000 гривен зарплаты , 2500 платит в бюджет и фонды . А частный предприниматель платит
всего 200 гривен , а потребляет на эту сумму гораздо большее количество социальных услуг . Несомненно
есть аргументы - неэффективное расходование средств , покупают машины , самолеты , строят виллы
за госудственный счет , разворовывают на тендерах . Это правда . Так же каждый человек вынужден
платить за школу , садик , транспортный сбор , и т.д. и т.п. Это правда . И предприниматели как
люди связанные с деньгами лучше чувствуют эти моменты . Но рассмотрим срез предпринимателей .
Группа 1 . Люди связанные с крупныпми производствами . По сути не являются предпринимателями ,
но это группа которая компенсирует недостатки общей системы налогообложения , дает возможность
предприятиям не лежать , а иметь живые деньги . Если ух убрать общее состояние экономики ухудшиться.
Для этой группы важна не сумма налога , а возможность осущствлять свою деятельность свободно .
Кто виноват в необходимости такой прослойки - государство , оно создало систему которая получала
оценку - 181 место из 183 по простоте уплаты налогов.
Группа 2 . Люди которые торгуют на рынке и т.п.. По сути самозанятые . Им важна как и форма так и сумма
платежей . Они не выдерживают экономической целесообразности и вопросов эффективности. Но что привело
их к такому состоянию ? Правильно - отсутствие рабочих мест (!) в эффективных формах экономики.
Кто виноват - правильно все тоже государство . Оно не простимулировало , не создало , и никак не
повлияло на создание такх мест . О чем можно говорить если глава госкомпредпринимательства занят
проблемой техосмотра , а не создания рабочих мест которые позволили бы платить достойные налоги ?
Этой группе повысь налог - часть в тень , часть - на биржу труда и сосать деньги с государства .
Имеют право . Эта группа образовалась потому что чиновники в государстве за 20 лет так и не смогли
создать рабочие места . Это фактически способ социального субсидирования , исравление собственных ошибок
государства, его недееспособности. Или нужно деньгами или низкими налогами .
Группа 3 . Мелкие , начинающие , предприниматели. Для них дай бог продержаться хотя бы денег на
себя заработать . В приниципе им не нужен единый налог в принципе . Им нужна простая форма
уплаты налогов . Они получили небольшой доход , готовы заплатить налоги , но в их экономику
не получается включить бухгалтера . Ходить по налоговым . Один день проведенный в очередях
в налоговую - это 3% ВВП ! В принципе эту группу можно перевести на простую уплату подоходного
налога и пенсионного сбора описанную выше . Им не нужно будет ходить в налоговую для регистрации,
не нужно будет сдавать отчеты . Если им нужны наемные , тогда они могут инкорпорироваться в одну
из форм .
Что делать когда они такие многоликие ? Вариант 1 . Дать возможность местным властям устанавливать
размеры ЕН . Тогда это будет более или менее адекватно регионам . Так и было , и поднять максимальную
ставку и максимальный оборот пропорционально инфляции . Вариант 2. Попытаться трансформировать систему
так чтоб не было недостатков на общей системе приводящей к необходимости иметь предпринимателей
как конечную составляющую реализации . Создать рабочие места для группы 2. И простую форму инкорпорации
для группы 3 . Как правило для группы 3 будет основной проблемой как раз уплата зарплаты . О которой
говорилось выше . Оказали услугу , получили деньги , разбросали по зарплатным счетам . Все .
Вариант 1. Является быстрым и эффективным .
Несомненно я убежден не только в том что налоги нужно платить и равные . Но возникают еще вопросы
сумм . Судя по суммам , у нас швейцарский социализм . Через сводный бюджет украины собиирается
29-30% ВВП , еще 20% ВВП - пенсионный фонд . Итого 50% от всего труда украинцев идет через налоги
и сборы . И этого не хватает . Ибо бюджет тратит гораздо больше . Нагрузка на фонд заработной
платы составляет 84% . Это не приемлемо . Отсюда и группа проблем - тенезация , нежелание платить
налоги и т.д. и т.п. фактически эти налоги уплачиваются с работы 9 млн человек . Можно было бы
сказать что у нас есть типа резервы - предприниматели , те кто не платит вообще . Но под них
НЕТ ЭФФЕКТИВНЫХ рабочих мест . У нас скрытая безработица . Которая под нажимом может перерасти в
открытую .
И тут выплывает еще одна проблема налогового кодекса - отстутвие какого либо экономического обоснования,
экономической модели , или экономических целей. Если у нас есть проблема - экспорт , то давайте
в этой сфере все упростим . ВЭД - это пережиток социализма . Когда была групка предприятий которые
могли иметь валютные счета , и которые поставляли экспортные варианты продукции . В цивилизованном
мире НЕТ таких правил . Есть деньги , деньги собственника , в любой валюте . Есть товар , конкурентный.
Поставка товара в соседнее село ничем кроме таможни не отличается от поставки в соседнее государство.
Найм человека на другом конце шара , так же прост , как и в соседнем доме . Зачем нам создают
сложности ? Иностранцы не понимают нашего маниакального желания иметь контракт под валюту . Там
легко в суде могут рассматривать джельтельменскуюю сделку , на словах . Удивительно это на фоне
того что существют сервисы по выводу денег , что крупных игроков никогда не останавливало вывод
из страны пары миллиардов ( вспоминаем Лазаренко ) , мелкий имеет право пойти в 15 банков и каждый
день делать переводы по 3 тыс долл , или открыть 25 кредитных карт и за день снимать по 10 тыс долл
с каждой . Зачем ? Кому оно надо ? Зачем мы закрываем сами себе возможности по экпорту ? Зачем
тянем костыли - пережитки времен СССР . Пора понять что страна в котрой 40-60% ввп - экспорт/импорт
так жить нельзя .
Если у нас проблема - нетрудоустроенные сотрудники . Я описал выше как ее решить - все упростить.
У нас проблема - неиспользуется полностью предпринимательский потенциал - я описал выше как решить.
Формировать ВВП даже из мельчайших сумм , через личные счета граждан .
Но я не услышал ни от одного политика вменяемого ответа - какие проблемы решит кодекс. Какие у
нас есть проблемы . Зачем ? Чтоб подняться со 181 до 175 места ? На фоне апокалипсичных проблем
это глупо , нет времени на черепашьи шаги. Нужно быстро искать дополнительные резервы . При этом
речь не идет о фискализации . Предприниматели стабильно платят 29-30% ВВП в бюджет , это много
с точки зрения фискальной нагрузки , но этого все равно не хватает . Пора понять что торговля
металлом ни к чему хорошему не приведет . Рынок металла выбран и ограничен , мы не
сможем прибавить ни как в объемах , ни как в доходах на человека . Железная руда - невосстанавливаемый
ресурс . Как поступат например россия с нефтью , которая так же невозобнавляемый ? Берет экспортную
пошлину которую корректирует в зависимости от цен на нефть . Эта пошлина идет на наполнение бюджета
россии . Поэтому мое удивление вызывают такие нормы как невозврат НДС по зерну и лесу . Зерно и
лет это ТОВАР , возобновляемый ресурс . Если ухудшить условия экспорта зерна , то это в конечном
счете пойдет за счет тех кто его сажают . А у них простая математика - количество гектар , затраты
на 1 гектар , доход с гектара , прибыль . И им ВСЕ РАВНО что сажать . Испортилась экономика одного
продукта - переходят на другой . Ну засеят рапсом и все . А кушать будем импортное зерно . Лес ,
лес - возобновляемый ресурс . Нужно не экспорт ограничивать , а контролировать его вырубку .
Какую бы я избрал бы макроэкономическую тактику бы для Украины .
Во-первых , на невозобновляемые ресурсы бы установил бы экспортную пошлину , которую бы менял бы
в зависимости от цен . Ее так же нельзя устанавливать резко - можно потерять кассовую выручку ,
а она нам нужна . Т.е. постепенно , в течении 5 лет вышел бы на определенный уровень. Хочешь продавать
металл - изготавливай из него продукт . Комбайны , машины , оборудование - без пошлины . Нужно
освободить место для товаров с высокой добавленной стоимостью . Металлурги бы не потеряли бы ,
они бы отбили бы за счет повышения курса . Государство бы заработало бы . Остальные производители
бы почувствовали бы выгоду от экспорта .
Во-вторых , выпустил бы гривну на свободу . Не функция государства фиксировать курс , эта искуственная
оценка мешает экономике развиваться . Все почему-то думают что спекулянты загонят курс . Но самих
спекулянтов почему-то забыли спросить . Спекулянту нужно заработать . Ему нужны колебания , а не
высокий курс . Чем больше спекулянтов участвует тем меньше колебания . Когда евро упало до 1.19 ,
заводы мерседес были перегружены заказами и еврозона сразу получила экономический эффект . За счет
первого пункта который приведет к сокращению выручки , можно создать ДОХОДНОСТЬ в других отраслях .
У нас в Украине странное отношение - экспортер = ахметов = металл. Нет экспорт нужно налаживать
сложных , технологических вещей . А для этого нужна выгода если ты производишь конкурентный товар .
Важным моментом оценки конкурентности является не знак качества по выбору уважаемой комиссии ,
а возможность продать на мировом рынке . А когда Украина находиться в зачаточном состоянии ,
нужно чтоб тот кто произвел конкурентный товар и сумел его продать получил Выгоду . На сегодня
этому мешают два фактора - поступления от продажи сырья , и фиксированный курс , для удержания
которого тратятся валютные средства . Произвел хороший товар который сумел продать на экспорт -
за счет курса получи дополнительную выгоду по сравнению тем кто не умеет производить конкурентный
товар . Именно так отсталый китай смог добиться таких внушительных успехов .
В-третьих . Убрал бы с рынка валюту которая поступает от финансовых операций . Как минимум бы на
десятилетие . Поступила валюта как кредит , продают на валютном рынке - нацбанк выкупает по текущему
курсу . Как минимум в тех же объемах которые продаются на рынке . И использует для выполнения
финансовых обязательств государства . Поступающие кредиты приводят к завышению курса гривны , и
еще большей потребности в кредитах . Вместо того чтоб наладить производство товара , мы его покупаем.
В-четвертых , сделал бы все то что описано выше . Либелирезовал бы налоговую политику , валютную
и ВЭД .
В-пятых , перестал бы играться в дешевые игры с тем что мы вам платим маленькую зарплату , но отпускаем
электроэнергию по 25 копеек . Каждый должен платить за товар столько сколько он стоит . Но при этом
нужно не упустить момент - а стоит ли он столько ? Например , ситуация с ЖЭКами , они делают вид
что работают и собирают деньги , каждый дом ежемесячно должен отдать по 10 тыс долл . ( 100 квартир
по 80 гривен ) вопрос , что такого они делают на 10 тыс долл ? Точно так же с ценами всех монополий
и придатков . Только конкуренция сможет изменить ситуацию .
В шестых , организовал бы разъяснителью и образовательную программу по ВЭД , правилам торговли ,
экспорта/импорта , учета , экономических расчетов . Когда в 1917 году страна оказалась грязной и
необразованной то цель поставили открыть школу в каждом селе . Мы же продолжаем жить с теми знаниями
которые нам достались от социализма ( отсутствие экономических знаний ) . Только лекбез может повысить
нашу конкурентноспособность . Предприниматель должен знать как ему поставить товар на рынки ЕС . Как
повысить свою экономическую эффективность . Нужно охватить образовательной программой миллионы людей.
Иначе мы будем ждать 40-60 лет , пока новое поколение не сменит старое .
Вот так сижу и думку гадаю ... Почему мы такие умные но такие бедные .