Стоимость нефти корректируется вверх утром в пятницу после достижения двухнедельного минимума на фоне заявлений министерства труда США о снижении спроса на пособия по безработице и росте числа строящихся жилых домов, свидетельствуют данные торгов.
Стоимость январских фьючерсов на американскую легкую нефть марки WTI (Light Sweet Crude Oil) на электронных торгах в Нью-Йорке по состоянию на 7.20 Киева выросла на $0,5, или на 0,57% - до $88,2 за баррель.
Цена январских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent увеличилась на $0,39, или на 0,43% - до $91,99 за баррель.
«Хорошие экономические показатели или индексы, или покрытие краткосрочных обязательств перед выходными могут вызвать рост нефти до уровня $89 за баррель», - отметил руководитель подразделения Newedge по торговле деривативами Кен Хасегава.
По данным министерства труда США, количество заявлений на получение пособия по безработице упало до 420 тысяч, обновив трехнедельный минимум. В свою очередь, специалисты прогнозировали данный показатель на уровне 425 тысяч.
Между тем, по данным американского Минторга, скорость строительства новых жилых домов в ноябре текущего года выросла на 3,9% по сравнению с октябрем и составила 555 тысяч в год, впервые за три месяца показав положительную динамику.
Нефть в четверг снизилась в цене.
Январские фьючерсы на поставку нефти марки WTI подешевели на $0,92 до $87,70 за баррель.
Официальная цена нефти Brent на электронной товарной бирже InterContinental Exchange Futures Europe (IСE Futures Europe) по итогам торгов 16 декабря 2010г. понизилась на $0,49 и составила $91,71 за баррель.
Финансирование и развитие проекта трансбалканского нефтепровода «Бургас-Александруполис» будут приостановлены. Об этом сообщил министр энергетики РФ Сергей Шматко, комментируя неспособность Болгарии вовремя погасить задолженность по проекту.
«Мы далее не собираемся его (проект) развивать и не собираемся вкладывать дополнительные деньги», - сказал министр, уточнив, что говорить о полном замораживании проекта пока «рано».
Он также отметил, что Москва ждет ответа Софии в отношении результатов экологической оценки проекта, публикация которых намечена на февраль 2011 года.
«У нас есть межправительственные соглашения. Все процедуры наших взаимоотношений должны регулироваться теми договоренностями, которые были», - подчеркнул Шматко.
16 декабря в АК «Транснефть» сообщили, что средства, которые Болгария задолжала по проекту и должна была погасить до 16 декабря, так и не были перечислены. Ранее вице-президент компании Михаил Барков заявил, что в отсутствии оплаты проект, по всей видимости, будет заморожен, и консорциум начнет изучение иных маршрутов прокладки магистрали.
В середине ноября текущего года премьер-министр Болгарии Бойко Борисов сообщил, что проект не будет реализован в связи с экологическими рисками. Однако тогда же в Министерстве энергетики республики уточнили, что совет министров страны пока не принял решение об остановке проекта.
В середине лета долг Болгарии по проекту составлял €4,88 млн, тогда как Россия и Греция уже направили не строительство $12 млн и $20 млн. соответственно.
Соглашение о строительстве нефтепровода «Новороссийск — Бургас — Александруполис» было подписано весной 2007 года в Афинах между правительствами России, Греции и Болгарии. Власти последней указывали на стратегическое значение проекта для страны, который мог превратить Болгарию в важный транзитный энергоузел Европы.
Оператором 282-километрового трубопровода выступает нидерландская компания Trans-Balkan Pipeline B.V. 51% акций проекта принадлежат российскому трубопроводному консорциуму "Бургас - Александруполис" ("Транснефть", "Роснефть" и "Газпром нефть"). Доля Греции составляет 24,5% (1% принадлежит властям республики и 23,5% - консорциуму Hellenic Petroleum и Thraki), Болгарии - 24,5% (владелец - "Бургас - Александруполис БГ" (Technoexportstroy и АО "Булгаргаз")).
Нефтепровод «Самсун-Джейхан» может стать альтернативой "Бургас-Александруполис», от строительства которого отказывается Болгария, полагают эксперты.
Нефтепровод пройдет по территории Турции и должен связать со странами Средиземноморья систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которой нефть с месторождения Тенгиз в Казахстане и РФ будет поставляться в Новороссийск. До сих пор нефть из Новороссийска в южную Европу поставлялась через турецкие проливы. Однако в настоящее время они существенно перегружены и за пользование данным маршрутом действуют высокие цены.
По мнению аналитика «Банка Москвы» Сергея Вахрамеева, строительство нефтепровода «Самсун-Джейхан» разгрузит Босфор и Дарданеллы, что особенно актуально в свете проекта расширения КТК с 28 млн т до 67 млн т.
Кроме того, это обезопасит российский экспорт в случае закрытия проливов по непредвиденным обстоятельствам, например, катастрофам, ведь альтернативы им пока нет.
Ранее планировалось, что нефть из КТК будет поставляться потребителям по нефтепроводу «Бургас-Александруполис», которых должен был пройти по территории Болгарии. Однако трансбалканская страна отказалась от его строительства по экологическим соображениям. В результате это значительно повысило шансы на реализацию «Самсун-Джейхан», полагает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. Накануне стало известно, что акционеры «Бургас-Александруполис» - НК «Роснефть» и АК «Транснефть» теперь могут стать участниками проекта "Самсун-Джейхан» с долями до 25%. Решение об участии компаний в проекте было принято на уровне премьер-министров России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, пояснял журналистам вице-премьер РФ Игорь Сечин. По его данным, Москва и Анкара надеются до середины марта 2011г. согласовать параметры «Самсун-Джейхан». До сих пор в нем участвовала только турецкая компания - Calik Holding и итальянская Eni.
По предварительным оценкам, стоимость строительства 550-километрового нефтепровода составит $4 млрд. Он длинней и дороже нефтепровода «Бургас-Александруполис», длина которого 282 км, а ориентировочная стоимость $1,5 млрд. Турецкий нефтепровод должен пройти по местности с трудным ландшафтом.
В.Нестеров уверен, что «Самсун-Джейхан» выгоден в первую очередь турецкой стороне.
«Он решает проблему перенасыщенности транспортом турецких проливов, повышает надежность нефтеснабжения средиземноморских стран, но при этом усиливает функцию Турцию как международного перекрестка стратегически важных энергопотоков - в частности, нефти и газа», говорит эксперт.
По мнению С.Вахрамеева, в случае участия РФ в строительстве Турция может оказать поддержку Газпрому в рамках проекта «Южный поток». С экспертом согласен В.Нестеров, который считает участие РФ в проекте ответным добрым жестом в связи с допуском к строительству газопровода «Южный поток» через турецкую территорию. При этом эксперт сомневается, что у России будет достаточно нефти для заполнения «Самсун-Джейхан». Наращивания поставок в основном будет идти в направлении Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, полагает аналитик. При этом С.Вахрамеев считает, что если нефть из нефтепровода КТК пойдет по нефтепроводу, а не через турецкие проливы, это позволит российским нефтяным компаниям экономить средства на сокращении времени простоя судов.
В процессе подготовки раздела использовалась информация сайтов:
http://finance.ua , www.bloomberg.com , http://www.metalinfo.ru/ , http://www.pfts.com/uk/trade-results/ , http://gazeta.ru/ , www.rbc.ru , www.rian.ru , www.interfax.ru , http://www.k2kapital.com/ , http://ukrrudprom.com/ , www.ukranews.com , http://www.oilru.com/