Меркель расширяет помощь Греции и реформирует ЕС ЧI
Канцлер Германии Меркель, похоже, пошла ва-банк, дав понять, что лидеры ЕС могут быть готовы к пересмотру условий спасения Греции в составе более широкого пакета мер по укреплению доверия к евро. Меркель сказала, что любое расширение должно быть частью комплексного пакета по борьбе с долговым кризисом, о чем будут вестись переговоры на саммите ЕС в следующем месяце. По заявлению Меркель, пока не было принято конкретного решения по этому вопросу.
Комментарии Меркель, лидера крупнейшей европейской экономики, стали первым сигналом к тому, что ЕС может ответить на призывы к ослаблению условий спасения для стран с высокой задолженностью. Папандреу использовал это в немецкой столице 21 февраля в контексте снижения процентных ставок на кредиты по спасению. Ирландский лидер оппозиции Энда Кенни отправился в Берлин на прошлой неделе для того, чтобы рассказать Меркель о необходимости для Ирландии получить такие же условия кредитования.
По данным прогнозов ЕС, греческие долги, вероятно, превысят 156% от ВВП, когда пакет помощи размером в €110 миллиардов ($150 миллиардов) исчерпает свое действие в 2013 году. Греция платит около 5% за европейскую помощь. Меркель оценила сокращение долга и меры жесткой экономии правительства Папандреу, назвав «путь не легким». «Греция начала приводить свои дела в порядок», - сказала Меркель. Тем не менее, «кое-что еще предстоит сделать».
Папандреу сравнил греческую программу сокращения долга со «спринтом», заявив, что правительство стремится к тому, чтобы Греция избежала реструктуризации своего долга. Задача станет легче, если «граждане Греции буду уверены в том, что все эти жертвы будут не зря», - сказал он.
Лидеры ЕС работают над окончанием комплексного плана для того, чтобы приостановить кризис на саммите в Брюсселе, который пройдет 24-25 марта. Германия предоставит первоначальные предложения на специальном саммите 11 марта, тема усиления европейской конкурентоспособности будет центральной. «Европа должна стать более конкурентоспособной и каждый человек должен внести свой вклад в стабилизацию евро», - заявила Меркель.
Меж тем Греция оказалась парализована в связи со всеобщей 24-часовой забастовкой против объявленной правительством страны программы жесткой экономии в попытке сократить дефицит госбюджета. 23-го закрыты школы, университеты и банки. Даже больницы работают в «экстремальных» условиях, так как к акции протеста присоединились и медики. Кроме того бастуют журналисты: греческие телеканалы весь день показывают документальное кино, а на радиостанциях звучит только музыка. Железнодорожное сообщение полностью остановлено, не работают и паромы. Аэропорты страны на время забастовки авиадиспетчеров (с 12 по 16 Киева) не будут отправлять и принимать рейсы. Транспортное сообщение в Афинах работает в нормальном режиме, но только для того, чтобы позволить протестующим добраться до места митингов.
Греция обязана проводить программу серьезного сокращения госрасходов. Весной 2010г. страна едва избежала национального банкротства, когда Евросоюз и Международный валютный фонд согласились предоставить Афинам экстренную кредитную линию на €110 млрд. В ноябре 2010г. стало известно, что дефицит греческого бюджета в 2009г. составил 15,4% от ВВП, а не 13,6%, как сообщалось ранее. При таком плачевном состоянии государственных финансов Греция вряд ли смогла бы спастись без поддержки европейских партнеров.
11 февраля 2011г. Евросоюз, Международный валютный фонд (МВФ) и Европейский центробанк (ЕЦБ) одобрили очередной транш кредита Афинам по итогам инспекционной поездки в страну, целью которой было установить успешность выполнения Грецией своих обязательств по проведению широкомасштабных реформ для сокращения дефицита бюджета.
Мы уже потеряли надежду, но они все-таки появились, хоть и в странной полулегальной форме.
Канцлер Германии Ангела Меркель предпочла умолчать о своих идеях относительно реформы Еврозоны, выступая с официальным обращением к своим коллегам из других европейских стран.
Вместо этого она позволила составленному наспех почти устному договору между Францией и Германией просочиться в прессу до начала саммита лидеров стран Европы. Европейские столицы взорвались криками протеста (из-за недипломатической наглости документа), Брюссель тоже взбунтовался (потому что она проигнорировал процедуры, принятые в ЕС, а также принципы распределения полномочий). И все же, идеи, изложенные в документе, заслуживают серьезного анализа.
В первую очередь, инициатива носит институциональный характер.
Если раньше Меркель наотрез отказывалась обсуждать французскую идею об общем механизме управления для Еврозоны, боясь оказаться в меньшинстве среди южных стран региона, то после кризиса она изменила свою точку зрения, предложив европейским государствам упрочить взаимосвязи. Очень важный шаг.
С фискальной точки зрения, Германия настаивает на ужесточении санкций. Как и в случае с уголовным правом, карательные меры ориентированы, в первую очередь, на то, чтобы успокоить публику, а вовсе не на предотвращение агрессивного и нежелательного поведения.
Фактически, Пакт о стабильности и росте Еврозоны плохо продуман и плохо исполняется (не стоит забывать о том, что не далее как в 2007 году Испания и Ирландия казались всем образчиками бюджетной добродетели).
Более того, за десять лет своего существования Еврозона так и не смогла разработать реформу национальных политик. В связи с этим, нет никакой уверенности в том, что дополнительные и еще более автоматизированные санкции сделают существующие правила «ближе» к народу, который должен их применять.