Каждому рынку по хабитусу. ЧIII
Последние американские данные указывают на то, что ситуация на рынке труда улучшается. Однако потребители в США так не считают. Это несоответствие представляет проблему для перспектив. Потребители, испытывающие опасения по поводу занятости, менее склонны к увеличению расходов, а потребительские расходы остаются важным двигателем экономического роста в США. При обсуждении проблемы занятости наибольшее внимание уделяется ежемесячному отчету о числе рабочих мест вне сельского хозяйства США, который публикуется в первую пятницу каждого месяца. В этом году число рабочих мест выросло пока на целых 160 000. Но эта цифра указывает на чистый прирост рабочих мест. Отчет Министерства труда, который называется «Обзор вакансий и оборота рабочей силы» (JOLTS), раскрывает подоплеку этих цифр. Отчет за февраль, опубликованный в среду, указывает на то, что сокращение рабочих мест стремительно снизилось после рецессии, и, что не менее важно, увеличилось число компаний, которые ищут работников.
По состоянию на конец февраля компании открыли 3,1 млн вакансий против 2,7 млн в январе. Впрочем, несмотря на рост рабочих мест, потребители считают, что спрос на рабочую силу остается таким же низким, как и в разгар рецессии. Мартовский отчет Conference Board показал, что лишь 4,4% респондентов считают, что рабочих мест много. Этот показатель не претерпел значительных изменений за последние два года: он составил 4,7% в марте 2009 года, когда число увольнений составило 796 000. Эти два отчета указывают на то, что компании ищут новых работников, но потребители по-прежнему считают, что ситуация на рынке труда неблагоприятна.
Как объяснить это несоответствие? Одним из объяснений может быть свойство человеческой психики: обжегшись на молоке, дуют на воду. Потребители наблюдали падение числа рабочих мест в течение самой глубокой рецессии со времен Великой депрессии, и они по-прежнему скептичны в отношении условий на рынке труда, хотя уровень безработица снизился на целый процентный пункт за последние четыре месяца. Этот пессимизм поможет исправить время. По мере заполнения открытых вакансий отчеты о значительном и неуклонном росте числа рабочих мест в конечном итоге изменят отношение домашних хозяйств. Вторым объяснением, если оно верно, является более трудноразрешимая проблема. Число открытых вакансий, возможно, растет потому, что компании не могут найти работников, которые обладают необходимыми навыками. Это объяснение перекликается с темой, затронутой руководителями ФРС, о которой говорил, в частности, Нараяна Кочерлакота, президент Федерального резервного банка Миннеаполиса: структурная безработица будет удерживать безработицу на высоком уровне в течение длительного периода времени. Проблема в том, что единственный способ устранения этой диспропорции между представлениями о рынке труда и реальным положением дел – это обучение работников навыкам, необходимым для новых вакансий. Однако текущая экономическая политика не способствует решению этой проблемы. Что касается денежно-кредитной политики, то дешевые деньги не изменят профессиональную ориентацию рабочей силы. Кочерлакота сказал в ходе своего выступления в прошлом году: «ФРС не имеет средств для того, чтобы превратить рабочего-строителя в работника обрабатывающей промышленности». Проблему переподготовки лучше всего решат правительственные агентства. Однако власти на федеральном уровне и на уровне штатов не желают или неспособны финансировать программы, которые позволят уволенному каменщику стать квалифицированным сварщиком. Это означает, что число открытых вакансий продолжит расти даже тогда, когда потребители будут думать, что рабочих мест немного. Но в настоящий момент власти озабочены сокращением бюджета, а не созданием рабочих мест.